Posted 21 июля 2008,, 20:00

Published 21 июля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:57

Updated 8 марта, 07:57

Не верю!

Не верю!

21 июля 2008, 20:00
Не верю!

Вот уже почти месяц газеты и Интернет обсуждают перепалку, которая разгорелась в прямом эфире одной из радиостанций между ведущей Катей Гордон и светской львицей Ксенией Собчак. Рядовое интервью переросло в неженский «обмен любезностями». Проигравшая словесную баталию Катя после драки начала махать кулаками в своем «ЖЖ» и в конце концов обратилась с просьбой ко всем, кто считает ее правой в этом конфликте, оставить в комментариях значок «+1». Эта выходка стоила Кате эфира. Руководство станции сочло нужным отстранить любительницу блогов от работы. Спустя пару недель скандал вроде бы стал затихать. Гордон нашла работу на федеральном канале, Собчак показалась на съемочной площадке своего реалити-шоу. И вот новый поворот. В Интернете появилась информация, что конфликт между двумя дамами был не более чем хорошо срежиссированным спектаклем, направленным на продвижение нового фильма Оксаны Бычковой «Плюс один».

Хотя официальных подтверждений связи фильма и скандала пока не поступило, в то, что Гордон и Бычкова заодно, поверить очень легко. Слишком уж часто в последнее время придуманные рекламщиками ходы выдаются за жизненные перипетии. Так, в начале лета по Интернету ходил любительский ролик, в котором уставший от перекладывания бумажек менеджер разносил офис. Если честно, я поверила, что в стране нашелся человек, которого работа довела до точки. Тем более что ролик из Интернета быстро перебрался в телевизор. То, что меня надули, стало понятно, только когда на экраны вышел трейлер к фильму «Особо опасен» с до боли знакомой сценой. Разочарование было не так и велико лишь потому, что чуть раньше меня уже успели похожим образом надуть продюсеры комика Павла Воли, которые распространили в Интернете его фотографии со следами жесткого избиения на лице. В блогах писали, что «гламурного подонка» измочалили те, кому не понравился записанный Волей слабенький рэп-альбом. Но оказалось, это просто реклама самого альбома. Никто комика не бил.

Нельзя сказать, что здоровье Павла Воли или разборки между Ксюшей Собчак и Катей Гордон меня сильно волнуют. Но каждый раз, когда рекламная интрига раскрывалась, у меня возникало ощущение, как у ребенка, у которого прямо изо рта вынули конфетку: опять обманули.

«Вирусный маркетинг» – так называется в профессиональной среде реклама, которая умело маскируется под саму жизнь. Специалисты поясняют: обычной рекламы стало так много, что люди перестают на нее реагировать. Ее просто не замечают. Народ больше верит слухам, сарафанному радио. И это самое сарафанное радио и Интернет как среда, в которой оно вещает почти без помех, должны стать основным носителем новой рекламы. Работает «вирус» очень просто: людям показывают что-то любопытное, странное, необычное. Например, машину, обклеенную бумажками с надписью «Дура». Заинтригованные очевидцы рассказывают о событии своим друзьям, пишут о нем в блогах – и вот уже весь город судачит о загадочной дуре, даже не подозревая, что вот-вот на экраны выйдет фильм с таким названием. А когда картина наконец появляется в прокате, народ расхватывает билеты в кино как горячие пирожки. Так работает эффект узнавания.

С экономической точки зрения все, конечно, верно. А с этической? Ведь сарафанное радио долгое время оставалось единственным некоммерческим каналом получения информации. Если и на этом канале будут рекламные паузы, мы перестанем доверять даже друзьям. А ведь мы и так уже почти ничему не верим: ни глазам, ни ушам, ни устному, ни печатному слову. Смотрим на фотографию – сразу подозреваем, что она приукрашена в фотошопе. Слушаем музыкальный диск – думаем, а не сделан ли этот чистый голос на режиссерском пульте, читаем виртуальный дневник – просчитываем, не заплатили ли автору этого поста.

Простите за патетику, но на ум приходит Данте со своей «Божественной комедией», который поместил лгунов в восьмой круг ада по соседству с Люцифером, страдающим в круге девятом. Поэт наказал обманщиков страшнее других грешников за то, что они работали над разрушением святой для Данте вещи – человеческих связей, людского доверия.

В ад вирусных маркетологов мы, конечно, не посылаем. Пусть живут и здравствуют. Но ограничить их деятельность, по-моему, необходимо. Вот, например, когда журналисты позволяют себе лишнее, особенно если это лишнее – критическая информация в адрес чиновников, тут же начинается судебное разбирательство, во время которого «акуле пера» придется ответить за каждый небрежно поставленный крючок. А на вирусных маркетологов, дурящих головы сотням людей, управы просто нет.

Управы этой мне лично не хватает. И дело тут не только в доверии. Не так давно американские психологи подсчитали: оказывается, больше половины эмоций, которые люди переживают за свою жизнь, являются суррогатными. То есть в половине случаев мы волнуемся из-за проблем персонажей, выдуманных сценаристами, писателями и музыкантами. Если мы будем переживать еще и из-за рекламы – не многовато ли будет? На свою жизнь нервов не хватит.

Автор — редактор отдела «Общество» газеты «Новые Известия»

"