Posted 21 июля 2004,, 20:00

Published 21 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Борис Тетерев

Борис Тетерев

21 июля 2004, 20:00
За 10 с небольшим лет он превратился из известного только узкому кругу знакомых и коллег врача во владельца одной из крупнейших российских автомобильных компаний. Бизнес для него – это творчество, азарт, риск, возможность выразить себя. О том, как развивается автомобильный бизнес в России, об автомобильных предпочтения

– Борис, ваша ассоциация объединяет дилеров самых разных марок – от «народной» Renault до легендарного Rolls-Royce. Не сложно ли управлять такой огромной конюшней, где собраны представители лучших пород: Volvo, Jeep, Land Rover, BMW, Jaguar, Chrysler...

– Конечно, сложно. Но в автомобильном бизнесе вообще работать с каждым годом все труднее. Стать официальным дилером любого бренда непросто, так как растут требования производителей к продавцам. И главное из них – это наличие красивого, современного автоцентра. Еще в начале 90-х годов для иностранцев достаточно было лишь желания со стороны российского партнера и какого-то первоначального капитала. Можно было снять старый гараж, автобазу и продавать там BMW, Audi, Mercedes – все, что угодно. Сегодня же бизнес требует серьезных инвестиций. Ведь производитель предоставляет только машины и право их продавать, а все остальное должен сделать дилер. Строительство автоцентра может обойтись в 5–7 и даже в 10 млн. долларов.

– Тем не менее в России сегодня присутствуют практически все автомобильные марки, включая самые дорогие.

– Да, на наш рынок пришли все. Есть три luxury-бренда, стоящих рядом: Bently, Maybach и Rolls-Royce. И все они сегодня представлены в России. Причем его величество Rolls-Royce пришел в Москву тогда, когда уже вся свита собралась. В этом году, кстати, легендарная марка отмечает 100-летие.

– Сложно было стать дилером Rolls-Royce?

– Немцы (Rolls-Royce принадлежит концерну BMW. – Ред.) очень долго думали, кого же выбрать, с нами вели переговоры полгода. Честно говоря, когда я в 2003 году приехал на Женевский автосалон, где беседовал с представителями Rolls-Royce о возможности получения бренда, я не думал, что процесс настолько затянется. Предполагал, что все будет по стандартной схеме, как и с другими. Но все оказалось сложнее.

– Что вы имеете в виду?

– Кроме нас, были и другие претенденты. В первую очередь, дилеры BMW – «Автодом» и «Артекс». Компания Mercury, уже представляющая в России Bently, также претендовала на Rolls-Royce. Были и другие желающие, ведь все прекрасно понимали, что этот бренд отлично работает на имидж компании-дилера. Другой момент. Во всем мире продается не более 700 Rolls-Royce в год, а российская квота – всего 24 автомобиля. На Западе говорят, что Rolls-Royce покупают люди, у которых «старые», чистые деньги, заработанные их дедами и прадедами. В современной России таких денег нет, но люди, которые могут позволить себе ездить на легендарном авто, есть. Российский рынок вообще очень специфичен, здесь не работают общемировые законы и правила.

– Какие, например?

– Везде автомобили покупаются, что называется, по возможностям. По машине, на которой ездит человек, можно судить о его социальном и профессиональном статусе, об его уровне доходов. Преуспевающий менеджер или мелкий предприниматель никогда не позволит себе купить автомобиль за 80–100 тыс. долларов. Иначе коллеги и начальство подумают, что он ворует и живет не по средствам, а государство – что он не платит налоги. У нас же класс автомобиля ничего не говорит об его владельце. Бывает, что автомобиль бизнесмена дороже, чем его квартира. Возможно, поэтому премиум-сегмент у нас столько широко представлен, и потому у многих западных компаний на Россию большие планы.

– А какая ситуация с менее дорогими автомобилями?

– В США и Западной Европе очень развит сегмент автомобилей для среднего класса. У нас он только начинает развиваться. Весь мир давно ездит на универсалах, так как все поняли, что они удобны и практичны. Россия же, традиционно считающаяся страной седанов, только приглядывается к универсалам и мини-вэнам. Хотя для городской семьи нет лучше автомобилей. Думаю, что скоро россияне тоже оценят все прелести «универсальной» езды.

– В Musa Motors представлены американские и европейские марки и совсем нет корейских и японских. Это случайность или сознательный выбор?

– Сначала это получилось спонтанно, потом стало понятно, что японцы и корейцы как-то не вписываются в нашу философию.

– И что, совсем нет планов двинуться на Восток?

– Возможно, мы начнем переговоры c Toyota о получении дилерства ее люксового бренда Lexus, но это пока только планы. Гораздо реальнее то, что скоро у нас появится британец Aston Matrin. Переговоры об этом с представителями компании уже ведутся.

– Среди автомобильных компаний Musa Motors слывет как проамериканская. Вы действительно своих молодых и перспективных менеджеров ежегодно вывозите на семинары и конференции в США?

– Да, это правда. А что здесь плохого? Вообще-то у нас смешанная модель управления бизнесом, но больше все-таки американских заимствований. Дело в том, что в период становления бизнеса практически все ключевые посты в компании занимали американцы. Они стоили, конечно, бешеных денег, но сейчас я понимаю, что пошел правильным путем. Они привили нам свой дух ориентированного на клиента бизнеса. Мы используем их систему продаж – кто-кто, а уж американцы знают, как продавать машины.

– А что для вас главное в сотруднике компании? Какие профессиональные качества вы цените выше всех прочих, а чего совершенно не приемлете в работе?

– Я ценю в людях честность и порядочность, независимо от того, о делах идет речь или о конкретной жизненной ситуации. Не терплю необязательность. Сам стараюсь следовать правилам, которым меня научили родители: если взял, то надо отдать, не обещай того, что не можешь сделать, – и поэтому жду этого же от других.

– Какие марки из представленных в Musa Motors нравятся лично вам?

– Мне нравятся все, не могу выделить ни одну из них. Я ездил на BMW седьмой серии, на Volvo, на Jaguar. Теперь на Rolls-Royce Phantom езжу по Москве – надо же машину людям показывать.

– А как вы относитесь к отечественным машинам?

– В нашей стране за всю историю был создан только один автомобиль – «Победа». Все остальные модели, которые были и есть, или украдены, или взяты на год, а потом оставлены у нас.

– По профессии вы – врач. Сколько проработали в клинике?

– Десять лет.

– И не было желания вернуться?

– Сначала было. Я с детства мечтал стать врачом, хотя в семье никого из медиков не было. А я как-то вот решил выучиться на доктора и упорно стремился к этому. С первого раза я студентом не стал, и меня забрали в армию. Но во второй раз я поступил. Потом работал в роддоме, принял детей всех своих друзей, студентам преподавал. Очень интересная работа была…

– А почему же ушли в бизнес?

– От безденежья. Коллеги меня осуждали, не понимали. Но я не жалею о том, что ушел из медицины. Потому что бизнес дает гораздо больше возможностей для творчества и для самореализации.

– А откуда такое странное название у вашей компании?

– Я родом из Латвии, являюсь латвийским гражданином и сейчас живу между Москвой и Ригой. Так вот у латышей есть легенда, что Бог наложил свою ладонь на Латвию, и образовалось пять рек, которые потом впадают в Даугаву. Одна из этих речушек называется Муса с ударением на первый слог. И так назывался маленький сервис по обслуживанию спортивных автомобилей, открытый в 1988 году, где я и начинал работать. Потом, в 1992-м, у фирмы появился филиал в Москве. Так я оказался здесь. Приехал тогда с одним пластиковым «дипломатом»…

– А теперь ездите на самых дорогих машинах, играете в гольф, покупаете картины и коллекционируете вина... Ваша формула успеха?

– Постоянно учиться и не останавливаться на достигнутом. Один знакомый спросил меня как-то: «Не жаль тебе, что уже столько лет прожито?» На что я ответил: «Ты не правильно ставишь вопрос. Жаль, что осталось мало!» Поэтому мое жизненное кредо – узнать, увидеть и успеть как можно больше. В мире есть много интересных людей, с которыми хотелось бы познакомиться.

– А с кем из великих вы бы хотели пообщаться?

– С Эйнштейном.

– Что бы вы пожелали нашим читателям?

– Друзья мои! Если вы можете себе сказать, что не успокоитесь никогда и что у вас есть то, чего вы еще не достигли, то, поверьте мне, вы – счастливый человек.

"