Posted 21 июня 2010,, 20:00

Published 21 июня 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:57

Updated 8 марта, 06:57

«Обкатать» закон

21 июня 2010, 20:00
Часть депутатов Госдумы хотят придать Правилам дорожного движения (ПДД) статус федерального закона. Сегодня с юридической точки зрения ПДД являются подзаконным актом. Если намерения парламентариев претворятся в жизнь, то любые изменения в этот документ будут проходить через Думу и экспертов вместо того, чтобы, как сейч

Законопроект «Правила дорожного движения в Российской Федерации», который, по сути, копирует действующие сегодня правила, но повышает их юридический статус, получил горячую поддержку автомобильных правозащитников. «Инициатива прогрессивна. Это выполнение требований части 3 статьи 55 Конституции РФ, где прямо сказано, что права человека могут быть ограничены только федеральным законом. А в ПДД через каждую строчку есть ограничения», – говорит «НИ» вице-президент Движения автомобилистов России, адвокат Леонид Ольшанский. «Вопрос, который волнует большинство населения, должен иметь статус закона», – соглашается с юристом лидер московского отделения Федерации автомобилистов России Сергей Канаев.

Правила дорожного движения начали свой путь от приказа министра внутренних дел СССР. С 1993 года они имеют статус постановления правительства РФ, то есть подзаконного акта. Поэтому в них легко вносятся изменения – такими же постановлениями. «Они принимаются в тишине кабинета чиновника. А законопроект рассматривается экспертами, во фракциях, в комитете, проходит три чтения в Думе. Таким образом, мы имеем «сито», через которое невозможно протащить антиконституционную норму», – поясняет «НИ» свою позицию г-н Ольшанский. По его мнению, федеральный закон о ПДД – это только первая ласточка: «У нас над водителем висит масса других подзаконных актов: правила прохождения техосмотра, регистрации, постановки на учет, правила сдачи квалификационных экзаменов, выдачи водительских удостоверений, правила эвакуации транспортного средства. Хорошо бы, чтобы все они были встроены главами в этот федеральный закон».

Есть у законопроекта и минусы. Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, например, не видит смысла в изменении статуса правил. «От того, что документ будет назван не правилами, а законом, ничего не изменится, – говорит «НИ» эксперт. – Дело не в названии, а в способах исполнения и контроля. К тому же у нас существует еще множество других правил: таможенные правила, охоты и рыболовства и так далее. Получается, что остальные документы нужно тоже переводить в ранг закона? Я думаю, что это бессмыслица». «Сейчас правительство РФ может оперативно что-то поменять, а в Госдуму нужно вносить законопроект, это более длительная процедура», – говорит «НИ» Сергей Канаев. Впрочем, последний факт может быть и положительным, отмечает наш собеседник.

Правительство РФ официально не поддержало проект закона. В отзыве за подписью заместителя председателя правительства Сергея Собянина основной аргумент против гласит, что существующий порядок вещей «представляется наиболее целесообразным, поскольку позволяет оперативно принимать необходимые решения». «Мы всего лишь внесли в законопроект действующие правила, и логики в возражениях нет. Но правительство возражает, в том числе и в лице ГАИ, потому что это ведомство боится потерять возможность самостоятельно регулировать эту деликатную область, – комментирует «НИ» сложившуюся ситуацию один из авторов законопроекта, депутат-справедливоросс Геннадий Гудков. – Получается, правительство против того, чтобы право в области дорожного движения стало публичным. И я бы очень удивился, если бы оно было «за».

«Речь не идет о потере контроля над ПДД, – объясняет «НИ» заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин. – У ГИБДД нет неограниченного контроля над правилами. Мы можем давать предложения МВД по внесению своих изменений. А контроль у нас осуществляется на дороге – это в первую очередь. О том, что нецелесообразно что-то менять, говорит мировая практика: Правила дорожного движения – подзаконный акт».

Впрочем, насчет мировой практики у оппонентов возникли разногласия. Во всяком случае, в пояснительной записке депутатов к законопроекту говорится обратное: «В большинстве стран Европы, Америки, Азии правила движения и поведение водителей, пешеходов и других участников дорожного движения являются публичным правом и им придан статус закона».

Число автовладельцев в России приближается к 40 млн., а людей, косвенно вовлеченных в проблемы вождения, – еще больше (члены их семей, пассажиры такси и т.д.). Сейчас все они не могут повлиять на внесение изменений в ПДД, хотя заинтересованы в этом. Наличие законопроекта автоматически дало бы возможность обращаться к депутатам и правозащитникам, которые могут участвовать в публичных обсуждениях поправок в той же Общественной палате. Но уже можно прогнозировать, что проект закона, скорее всего, отклонят при первом чтении. «Отрицательный отзыв правительства – это даже не желтая, а красная карточка законопроекту, – говорит «НИ» политолог, заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Вероятность того, что фракция «Единой России» будет голосовать против, очень велика. Я не помню случаев, чтобы единороссы шли против мнения правительства, особенно если учесть, что его возглавляет председатель партии. А если законопроект вносит парламентская оппозиция, это еще один фактор голосовать против».

"