Posted 21 июня 2004,, 20:00

Published 21 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Подземные этажи Семена Свирского

Подземные этажи Семена Свирского

21 июня 2004, 20:00
Его давно уже возвели в особый ранг – человека, о котором сложены легенды. Но когда в беседах напоминаешь ему о некоторых из них, он лишь отмахивается: байки, мол, это. Вроде и не совсем отказывается, и не полностью соглашается…

Про профессионализм руководителя ОАО «Мосжилстрой» мне лет десять назад поведал один из высоких начальников. Ему я мог поверить: как говорится, трудовые биографии складывались параллельно и у него, и у Семена Исаевича. «Если в нашей стране, в наше время осталась хоть какая-то логика, то характерный пример всему этому – карьера Свирского. «От и до», шаг за шагом, пройти путь от рядового строителя и возглавить крупнейший главк столицы! В приснопамятные времена, скорее всего, рекомендовали бы партноменклатурщика, но в начале 90-х уже рассуждали несколько иначе. Требовался грамотный специалист и хороший организатор – подразделение стройкомплекса инженерное, возводимые им сооружения преимущественно уникальные, а руководить предстояло поистине «строительной гвардией». Впрочем, каких-то сомнений насчет единственного кандидата-назначенца не было».

И еще одна фраза, но только произнесенная молодым руководителем треста, входящего в состав Мосинжстроя, особо запомнилась. «Школа Свирского», – ответил он на мой удивленный вопрос, отчего совещание длилось считанные минуты. – Сам посуди: на что головы даны подчиненным! Обсудили только те проблемы, где требуется мое участие. Дальше им проявлять инициативу, доказывать свою состоятельность. Нас так Свирский воспитывал».

Одно время с Семеном Исаевичем приходилось общаться довольно много. Тогда был применен испытанный журналистский прием – стать «хвостиком» своего героя. Вот и колесили с ним по обновляющейся Москве – то на Поклонную гору, то на прокладку сложных коммуникаций на Ильинке, то на строительство локальной станции аэрации в Южном Бутове, то снова в центр – на бывшую Пушкинскую площадь. А потом были Старый Гостиный Двор и разверзшееся чрево Манежной площади…

О работе говорилось много, а вот к себе Свирский, похоже, никак не хотел подпускать. И тогда я его – каюсь, намеренно! – спровоцировал. «А если отбросить все эти планы, задачи, сроки, Семен Исаевич, не жалко-то город?! Уж вы его и вдоль и поперек перерыли, перекопали!..»

И вот тут-то довелось услышать монолог человека, который действительно знает всю «подноготную», «раны», «болезни» столицы. Мы – простые обыватели – и впрямь, выходит, видим лишь верхушку айсберга огромного мегаполиса. О подземных же километрах его «тела» осведомлены немногие. А если точнее – единицы. И откровенный рассказ Свирского звучал своего рода признанием в любви к Москве.

«Своей» она стала сразу после войны, когда, демобилизовавшись из армии, молодой Свирский приступил к мирной жизни. А точнее даже – к ее возрождению. И выяснилось, что тогда тоже рыли – не экскаваторами, а вручную, лопатами, да глубиной в три ряда копающих. И строили, строили…

В 1952 году он окончил институт и с тех пор связан со столичным стройкомплексом как руководитель и специалист. Сначала – инженер, прораб, главный технолог треста, начальник СУ, управляющий трестом, замначальника Главмосинжстроя, с 1987 года первый заместитель начальника ПСО «Мосинжстрой».

Среди множества объектов, а в принципе это все, что строится в столице, потому что ни один дом, ни одно сооружение не обходится без инженерных коммуникаций, конечно, Свирский выделяет те, что связаны с памятью о войне. Сам он в 1943 году был призван в Красную армию и после окончания артиллерийского училища служил на Карельском фронте, затем в составе Второго Белорусского освобождал Польшу, Германию, служил в Финляндии и Дании…

«А это наша землянка в три наката, а из такой пушки пришлось бить по вражеским укреплениям…», – говорил Свирский с особой интонацией, когда пришел на Поклонную гору 9 Мая 1995 года, когда торжественно открывался мемориальный комплекс, сооруженный коллективом, которым руководит. Надел по этому случаю ордена Отечественной войны, Красной Звезды, «Знак Почета», Дружбы народов, Октябрьской революции, многочисленные медали.

Затем были еще и еще открытия – Третье транспортное кольцо, где были переложены все коммуникации, новые автодорожные развязки и подземные пешеходные переходы, мосты и набережные, фонтанные комплексы и памятники, парки и скверы столицы.

Сейчас работы ведутся в жилых микрорайонах Куркино, Бирюлево-Загорье, Южное Бутово, Митино, Люблино, Марьинском парке, во всех реконструируемых «хрущобных» кварталах города, а еще на гидросооружениях в Рублево и Акулово, по реконструкции Московского планетария, по возведению в центральном ядре ММДЦ «Москва-Сити» уникального 6-уровневого подземного сооружения, в котором разместится станция «Международная» первой очереди мини-метро от станции «Киевская» до «Москва-Сити». Впрочем, того, чем занимается Мосинжстрой, включающий в себя свыше 150 фирм и управлений, где трудятся более 32 тысяч человек, не перечесть. Это целый, прежде всего подземный, город.

По мнению Семена Свирского, который через год справит свой восьмидесятилетний юбилей, Москва сегодня один из наиболее сложных во всех отношениях мегаполис. И инженерное строительство, как основа создания и развития городской инфраструктуры, обеспечивает в нем возможность возведения нового и реконструкцию старого жилья, объектов производственного и культурно-бытового назначения, функционирования городского хозяйства.

Об этом он убедительно расскажет любому, даже тому, кто считает, что Москва, дескать, технология инженерного строительства по-прежнему отстает от передовых стран. Скептикам Свирский на конкретных примерах готов доказать обратное. Ну уж коль на объекты Мосинжстроя постоянно едут иностранные «спецы» за опытом...

Рабочий день руководителя «строительной гвардии», как обычно, начинается в семь утра и заканчивается ближе к тому времени, когда говорят – «вечерело». В субботу он непременный участник объездов руководства города по основным объектам. И только диву даешься, когда он успевает читать новинки литературы, преимущественно детективы (между тем, в семье Свирских – роскошная библиотека, но классика для него – святое, а потому перечитывается в располагающей обстановке), прогуляться по своей любимой Малой Бронной, где давно уже живет, обязательно посмотреть театральную премьеру (особые предпочтения – Большому театру, «Современнику» и «Маяковке»)! Но, видно, так устроен этот человек – и логика просматривается не только в его работе, но и, как мы говорим, обыденной жизни.

"