Posted 21 июня 2004,, 20:00

Published 21 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Четыре времени года столицы

Четыре времени года столицы

21 июня 2004, 20:00
Столичный мегаполис словно огромное полотно художника. А наносить краски, дирижировать цветом города, создавать его неповторимый пейзаж поручено заместителю председателя Москомархитектуры Игорю ВОСКРЕСЕНСКОМУ. До недавних пор его должность так и называлась: главный художник Москвы.

– Игорь Николаевич, какова сфера вашей деятельности? И зачем городу понадобился художник?

– Не буду оригинальным, если коротко обозначу цель своей деятельности: создавать красоту. С этим связано все: ландшафт, реклама, подсветка, цветы, вода. Мы успешно отрабатываем колористику всего города: от домов до транспорта. Если заметили, в центре преобразились Садовое и Бульварное кольца. На них уже нет отдельно стоящих зданий или дворов – созданы прекрасные ансамбли, в оформлении которых использованы сочетания разных оттенков одного и того же цвета. Продолжаются работы по проспекту Мира. Стараемся решить оформление всех фасадов гармонично, выходим на дворы, на подсветку и т.д. Большие перемены намечены вдоль реки Яузы: после того, как будет проведена экологическая расчистка берегов, всю территорию предстоит озеленить, благоустроить, оборудовать места отдыха и гуляния. Считаю, что очень важно возродить и соблюдать традиции на садово-парковых территориях, – их в Москве 15 тысяч гектаров.

– Благоустройство требует значительных средств...

– Да, на это расходуются большие деньги. Но они же и возвращаются, причем с прибылью. К красивому, процветающему городу больше доверия, чем к неухоженному, с обшарпанными строениями. Меняется и отношение к нему бизнесменов, приезжающих сюда. У меня есть основания говорить о том, что благодаря именно облику города, его состоянию, благоустроенному и архитектурно-художественному, подписывались контракты, давались весьма существенные кредиты. Разнообразные красочные ландшафты в нашей столице – это и воспитание добрых чувств, и патриотизм, и гордость за свой город и страну. Это, как сейчас модно говорить, благоприятный имидж.

– В этом году как никогда столица пестрит цветами. Кажется, используется каждый возможный участок для того, чтобы высадить на нем яркие растения.

– Естественно, цветочное оформление Москвы стало неотъемлемой частью программы создания эстетической среды города. Хочу заметить, что цветников буквально за год в городе стало в два раза больше. Теперь они создаются на системной основе. Несмотря на то что цветники разбивают из подручных материалов, выполняются они по профессионально разработанным проектам, причем не всегда традиционным. Когда людей окружают цветочные ковры, вазы и бордюры, территория самого города становится такой же уютной и родной, как и их собственные квартиры. А это значит, что ее надо так же беречь, как и дом родной. Безусловно, программа цветочного оформления тесно связана с размещением фонтанов, скульптур, других элементов малых архитектурных форм.

– К вопросу о системности. Слышал о намерениях «раскрасить» город по округам, по географическому расположению…

– Мы хотим создать в каждом округе свой центр цветов. Подготовлена схема размещения цветников с учетом как их количества на душу населения, так и качественного состава. Но при этом мы не собираемся выращивать в каждой префектуре цветы одной расцветки, не хотим превращать город в набор специализированных теплиц. Поэтому город условно мы поделили на четыре времени года: зима, весна, лето, осень. И выбор цветов будет зависеть от той префектуры, где эта клумба расположена.

Если вы обратили внимание, этой зимой новогодние елки во всех префектурах были разные. У нас с востока на запад шла тема «от зеленого к желтому», то есть от весны к осени; с севера на юг – «от холода к теплу», оттенки переходили от синего к красному. С цветниками – то же самое. В каждом округе минимум пять основных и семь вспомогательных цветов.

– Погода диктует свои условия: москвичи живут лишь пятьдесят дней под солнцем, остальное время в году – то дождь, то снег…

– Вот почему мы раскрашиваем город в яркие цвета. Они и должны создавать на улицах более радостное настроение. Так что переходить в темные тона никак нельзя. А вообще мы привыкли к терракотовому Кремлю, бирюзовым домам в стиле нарышкинского барокко, желто-белой классике. Не зря же Москву называют белокаменной. Сейчас у архитекторов и художников больше цветовых возможностей: на одном здании можно применить три-четыре тона, но раздражающих красок в наших разработках нет.

Без преувеличения могу сказать, что в плане цветовых решений сегодня Москва на одном из первых мест среди столиц государств Европы. К нам не так давно приезжал президент Ассоциации европейских колористов. Мы ему показали проекты окраски строящегося делового центра «Москва-Сити». Такого в мире еще не было – комплекс будет возвышаться над городом и будет очень заметен. Мы постарались в этой работе и историческое прошлое страны уловить, и одновременно посмотреть на современные подходы к высотному строительству. Нашему коллеге, французу, который имеет много достаточно красивых работ, в частности, в Гонконге, понравились наши разработки. Кстати, и общественный совет по градостроительству при мэре также одобрил колористику «Сити».

– Не кажется ли вам, что в центре столицы много огромных рекламных щитов, закрывающих достопримечательности?

– Это больная тема. У нас сейчас появились так называемые зоны рекламного молчания – места, где находятся архитектурные памятники: Кремль, Красная площадь, «Коломенское», «Сокольники», «Кусково», «Царицыно». Конечно, реклама допустима, но в определенных объемах, а где-то она вообще нецелесообразна. Московское правительство уже определило безрекламные панорамы. Тех же, кто хочет разместить свою рекламу на огромных щитах, – милости просим за пределы Третьего транспортного кольца.

– Наполеон говорил: «Дай архитектору волю, он разорит любое государство». Конечно, произношу эти слова с иронией, но все же…

– Я, как и мои коллеги, очень люблю свой город. Мы мечтаем, чтобы он никогда не останавливался в своем развитии, а все время совершенствовался. Ведь Москва – это среднеевропейское государство. Поэтому она не может быть с одним центром, выполненным в одном-единственном архитектурно-художественном стиле. Уже хотя бы потому, что сам город находится в трех зонах: на возвышенности, на равнине, в низменности. Разные природные условия, разная растительность, грунт, ветра, входящие и выходящие. В Москве есть исторический центр и районы новостроек. Каждый округ, каждый район имеет свое неповторимое лицо. И все это надо учитывать при решении различных градостроительных задач. Я вижу архитектуру будущего. Оно за мягким, более гуманным вхождением человека в природу. Не сооружение каменных джунглей, а возведение встроенных в холмы, экологически чистых зданий, окруженных благоустроенными дворами, бережное отношение к территории, земле, природе, реставрация памятников садово-паркового искусства, создание новых мест отдыха москвичей.

"