Posted 21 мая 2015,, 21:00

Published 21 мая 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:54

Updated 8 марта, 03:54

Беспечный ездок

Беспечный ездок

21 мая 2015, 21:00
В США вскоре начнется опытная эксплуатация автомобилей с автопилотом. Компания Google провела первый этап испытаний на дорогах Невады и Калифорнии и сделала вывод о том, что такие машины вполне пригодны для городской жизни и даже безопаснее обыкновенных, так как исключают пресловутый человеческий фактор. Между тем ФБР

Работы над созданием автомобилей, способных самостоятельно передвигаться в городском трафике, ведутся уже более десяти лет. Официальное рождение проекта произошло в середине 2000-х годов, когда фонд X-prize предложил негосударственным научным коллективам заняться разработкой автопилота для автоматических луноходов. В итоге к проекту подключились военные из американского агентства оборонных исследований DARPA. Проект получил второе, земное дыхание, и Пентагон уже имеет опытные самоуправлемые броневики и танки. Гражданское использование автомобильного автопилота еще только впереди.

В качестве эксперимента правительства двух американских штатов – Невады и Калифорнии – пошли на эксперимент и разрешили эксплуатацию на своей территории автомобилей-роботов. С 2011 года Google проводит периодические заезды таких машин не только по хайвеям, но и на улицах тесных городов.

Правила их эксплуатации строги. Автомобилям запрещалось передвигаться со скоростью свыше 25 миль/час (40 км/ч). Каждый из 25 прототипов был оборудован дополнительными педалями и рулем для экстренного перехвата управления водителем. В каждой машине присутствовали испытатели, следившие за действиями электроники. За пять лет эксплуатации роботы попали в 11 аварий. Как заявляется, во всех случаях виновниками ДТП были другие участники движения.

Самым распространенным ДТП оказался наезд на робота сзади, что не удивительно при столь низкой скорости его движения. Машины с автопилотом медленно принимали решения, отчего реакции на возникавшие события у них оказывались заторможенными. Люди были не готовы к такому стилю вождения. В итоге на светофорах или в обычном плотном трафике роботов «догоняли» чужие бамперы.

Восемь раз Google-мобили «целовали» сзади. В двух случаях удары приходились сбоку. Кроме того, один лихач проехал на красный свет и ударил опытный автомобиль по касательной. При этом в ряде случаев за рулем роботизированных машин сидел опытный испытатель.

Сейчас Google собирается расширить эксплуатацию машин без водителей и вывести их уже в ежедневный ритм большого города. Как утверждает директор научного центра проекта Google?X Крис Урмсон, беспилотники будут тестироваться в городе Маунтин-Вью, штат Калифорния, где расположена штаб-квартира компании. При этом возможна работа этих машин в качестве такси.

Между тем эксплуатация подобных роботов уже начала обрастать проблемами юридического толка. Британская газета The Guardian опубликовала выдержки из закрытого доклада ФБР, где перечислены возможные риски при работе автоматизированных машин. Не ясна ответственность в случае ДТП, совершенного по вине робота. Кроме того, возможно использование таких машин для совершения убийств и иных преступлений. Хакеры смогут перепрограммировать алгоритмы управляющей электроники. В этом случае доказать, что «несчастный случай» был хорошо спланирован, окажется проблематично.

Между тем наука не стоит на месте, и остановить внедрение автомобилей с автоматизированным управлением уже невозможно.

Недавно на нью-йоркском автосалоне глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон заявил, что уже в 2016 году на рынок выйдут первые серийные автомобили, способные самостоятельно двигаться по городским маршрутам. А не далее как в 2020 году такие автомобили можно будет купить в обычных дилерских центрах. К слову, Nissan разрабатывает свой автопилот в сотрудничестве с NASA.

Вообще над автопилотами трудятся многие компании, в том числе Audi, Volvo, BMW, Ford, Mercedes-Benz, Cadillac, Toyota, Volkswagen, Continental, Tesla и другие. О том, участвуют ли в таких разработках российские автопроизводители, пока ничего не известно...

"