Posted 21 мая 2006,, 20:00

Published 21 мая 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:11

Updated 8 марта, 09:11

В гостях у сказки

В гостях у сказки

21 мая 2006, 20:00
В гостях у сказки

Вот уже третью неделю страна держит курс на торжество российской демографии. И причиной тому не объективная потребность остановить убыль населения, а политическое решение, озвученное в ежегодном президентском послании. К слову сказать, подобные послания еще в эпоху Бориса Ельцина рассматривались знающими людьми как аналог отчетного доклада ЦК КПСС очередному съезду все той же партии, в котором желаемое традиционно выдавалось за действительное. Только в отличие от брежневских докладов ельцинские были куда конкретнее и... необязательнее. Неслучайно Владимир Путин в первом же своем послании (2000 г.) провозгласил: «Сегодня в России нельзя просто обещать. Обещания уже многократно даны, все сроки их исполнения вышли... Российская власть обязана добиться перемен в ближайшее время».

А чего она добилась в плане демографии? В ельцинском президентском послании 1998 года можно было найти такую победную реляцию: «Позитивные процессы характеризуют и демографическую ситуацию. Растет средняя продолжительность жизни. Сокращается общая смертность. Уровень младенческой смертности – едва ли не самый низкий в истории страны. Число браков после долгого периода сокращения начало расти, а это свидетельствует о предстоящем росте рождаемости». Самое удивительное, что это была правда. Достаточно свериться с данными Федеральной службы государственной статистики, чтобы убедиться в том, что численность наших сограждан начала сокращаться в 1994 году, когда был зарегистрирован пик естественной убыли населения России – почти 900 тысяч человек. И с того момента статистическая кривая медленно, но уверенно поползла в позитивном направлении, прежде всего за счет сокращения числа ушедших, а в 1998-м – и за счет увеличения числа пришедших.

Увы, дефолт, подстегнувший одну часть экономики и утопивший другую, сбил, как градусник, наметившийся демографический ренессанс. В президентском послании 2000 года содержатся печальная констатация и горестный прогноз: «Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек... Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой». Спустя шесть лет оказывается, что «в среднем число жителей нашей страны становится меньше ежегодно на 700 тысяч человек. Мы неоднократно поднимали эту тему, но, по большому счету, мало что сделали... Предлагаю программу стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и поднять на ноги ребенка».

Да, тезис хотя и запоздалый, но по-человечески понятный, а политически очень выигрышный. С одной стороны, проблема выживания нации и сохранения ее культурной идентичности реально существует, а значит, рано или поздно в эту прорву все равно придется вкладывать и вкладывать. С другой стороны, зюгановцы и родинцы-рогозинцы должны изгрызть себе ногти и искусать локти при виде того, как их любимая песня об «искоренении последствий геноцида русского народа» – хоть и в строгой, классической оранжировке – уплывает в чужие уста. С третьей стороны, предлагаемые меры настолько очевидны в своей простоте, что никому и в голову не приходят сомнения в их эффективности. А зря.

Дело в том, что в данном случае власть имеет редкую возможность представить действительное за желаемое, поскольку рост рождаемости наметился еще в 2000 году и с тех пор ни разу не остановился, не повернул вспять. По прогнозам государственных статистиков, эта тенденция сохранится и в будущем, если, конечно, КПД нашей волшебной палочки – мировых цен на нефть и газ – не упадет, а значит, не будет дефолта и прочих потрясений. Что же касается предполагаемых субсидий на детей, то они вряд ли повлияют на кого-то помимо пьянчужек, чудом сохранивших способность к воспроизводству себе подобных, но зато весьма обрадуют жителей тех регионов, где и без того высокая рождаемость. Похлопать в ладоши впору и чиновникам: того и гляди для контроля за выполнением программы создадут еще один государственный орган, на этот раз, видимо, детородный.

Но не будем забывать, что повышение рождаемости – далеко не единственный и совсем не главный способ «сбережения народа». Увы, похоронная статистика у нас куда хуже роддомовской. С 1999 года число ушедших в мир иной неуклонно растет. Доходит до того, что в некоторых регионах смертность в два, а то и в три раза превосходит рождаемость. Одним лишь увеличением численности младенцев эту пропорцию, боюсь, не поправить. Вот бы на что бросить государству силы и средства – на спасение живущих, на повышение качества, а следовательно, продолжительности жизни. Ведь это же стыд какой: усредненный мужчина отправляется на кладбище, так и не достигнув пенсионного возраста. Такое нельзя ни простить, ни понять. Впрочем, президента как раз понять можно: ухаживать за молодыми девушками гораздо приятнее, чем за стариками и старухами. Поэтому до очередной поворотной вехи наш курс – на торжество российской демографии.



Автор - министр печати РФ в 1992-1993 гг., секретарь Союза журналистов России.

"