Posted 21 апреля 2010,, 20:00

Published 21 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:02

Updated 8 марта, 07:02

Реформа выходного дня

Реформа выходного дня

21 апреля 2010, 20:00
Министр обороны Анатолий Сердюков предложил новый вариант масштабной армейской реформы: должна быть введена пятидневная рабочая неделя для солдат-срочников, которых к тому же собираются освободить от хозяйственной работы, переложив ее на гражданский персонал воинских частей. Ряд экспертов пятидневку для срочников в цел

По словам министра обороны, у солдат-срочников скоро появятся два выходных в неделю. «Мы хотим создать такой режим работы, при котором пять дней в неделю солдат будет усиленно заниматься физической подготовкой, боевой учебой, освоением вверенного ему оружия и техники, а суббота и воскресенье будут для него выходными днями», – сказал Анатолий Сердюков. Солдаты, которые служат близко от дома, будут уезжать туда на выходные. А те, кто служат далеко, смогут использовать «накопившиеся» выходные в виде дополнительного отпуска. При этом военнослужащих будут лишать выходных за «плохое выполнение своих обязанностей и нарушение правил военной службы».

Действующий устав внутренней службы вооруженных сил РФ предусматривает для солдат-срочников один выходной в неделю (воскресенье либо другой день недели, если в воскресенье солдат занят на дежурстве), причем даже в этот выходной солдат может находиться только на территории воинской части либо прилегающего к ней населенного пункта. Выезжать за его пределы срочнику разрешено лишь в командировку или отпуск. Более свободны солдаты-контрактники. Их рабочая неделя не должна превышать определенных Трудовым кодексом 40 часов в неделю, а количество выходных даже во время учений не может быть меньше шести в месяц. Перемещение контрактников за пределами воинских частей никак не регулируется при условии, что контрактник будет вовремя возвращаться к началу рабочего дня.

Помимо дополнительного выходного министр обещает добавить срочникам еще один час послеобеденного отдыха. Сейчас время для личных потребностей составляет 30 минут после обеда и один час 20 минут после ужина. Подъем и отбой во всех воинских частях сделают в 7 утра и 23 вечера. По действующему уставу время подъема и отбоя определяет командир части. Обычно встают солдаты между 6 и 7 утра, а ложатся спать между 22 и 23 вечера. И, наконец, солдат обещано освободить от хозяйственных работ на кухне и уборки казарм и территории части. Этим займутся гражданские лица.

Пятидневка для солдат-срочников уменьшит проявления дедовщины, уверяет «НИ» научный сотрудник института антропологии РАН Константин Банников, исследовавший неуставные отношения в российской армии как социальный феномен: «Либерализация режимных сообществ – это прекрасно. Снизятся внутренние напряжения, приводящие ко всевозможным извращениям». По мнению Банникова, благодаря поездкам домой у солдат появится стимул хорошо себя вести, тогда как сейчас действенных стимулов нет, есть только угроза гауптвахты и дисциплинарного батальона.

Руководитель Центра международной безопасности Алексей Арбатов отмечает, что для солдат, служащих вдали от дома, две увольнительные могут стать поводом для приключений. «У нас 90% служат из-под палки, на свободе начнут хулиганить», – предполагает г-н Арбатов. Ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова называет «НИ» предлагаемые меры «шагом к профессиональной армии», но считает, что нужно еще обязать военкоматы распределять солдат на службу поближе к месту жительства. «Инициатива является успокоительной для матерей, но нереальна по выполнению», – уверена председатель Комитета солдатских матерей Москвы Татьяна Кузнецова. В российской армии действует экстерриториальный принцип, согласно которому солдата-срочника могут направить в любую воинскую часть на территории страны.

Отказ от привлечения солдат к хозяйственным работам потребует денег, которых у армии нет, рассуждает в беседе с «НИ» майор одной из подмосковных воинских частей: «Кто согласится работать в армии на таких окладах? Если только гастарбайтеров нагонят». Ведущий научный сотрудник Института экономики переходного периода Евгений Цымбал соглашается с тем, что «современных молодых людей за мизерную зарплату работать на военных не заставишь». Деньги у армии есть, возражает директор Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок: иначе министр бы не выступал с таким предложением. В 2010 году Министерству обороны было выделено 903 млрд. рублей. Расходы на Вооруженные силы составили больше половины этой суммы. Всего в России насчитывается около 1,5 тыс. воинских частей, в которые на содержание военного персонала направляется 250 млрд. рублей. «У Минобороны самая большая статья расходов в федеральном бюджете, – говорит «НИ» Алексей Арбатов. – Правда, тратятся деньги не на то, на что нужно». По его мнению, разговоры об освобождении от хозработы идут 20 лет, но министерству невыгодно отказываться от бесплатной рабочей силы. «Если есть коррупция, а в армии она есть, лишних денег на реформу не будет», – убежден эксперт.

По словам г-на Цыганка, Россия проводит подобную реформу не первая – из постсоветских стран перешли на пятидневку и отказались привлекать срочников к хозработам Армения и Казахстан, а для армий западных стран это обычная практика. Депутат Госдумы от КПРФ, лидер Движения в поддержку армии Виктор Илюхин считает, что предложение министра Сердюкова – это «популистские меры, попытка сгладить недовольство среди военных из-за проблем в военной реформе, навести марафет на стене нашей обороны, из которой уже камни вываливаются». «Остроту критики в свой адрес маскируют удачным зарубежным опытом».

"