Posted 21 марта 2010,, 21:00

Published 21 марта 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:57

Updated 8 марта, 06:57

Полезли в бутылку

21 марта 2010, 21:00
В российских регионах предлагают возродить лечебно-трудовые профилактории для алкоголиков

Идея принудительного лечения граждан от пагубной привычки активно обсуждалась на «круглом столе», организованном в Ульяновске при содействии местного Совета безопасности. Как рассказал «НИ» пресс-секретарь регионального Совбеза Азат Сибишов, инициатива участникам заседания понравилась. «В настоящее время обсуждаются юридические нюансы. К примеру, решается, может ли жена попросить, чтобы от пагубного пристрастия избавили ее мужа. Надо понимать, что эта инициатива не должна нарушать конституционные права граждан», – пояснил г-н Сибишов.

По официальным данным, в Ульяновской области насчитываются около 22 тыс. алкоголиков. При этом эксперты уточняют, что на самом деле их в 10 раз больше. «Это была нормальная практика, которую следует вновь взять на вооружение. Ведь тогда алкоголиков действительно вылечивали. Они возвращались в трудовые коллективы и семьи», – заявил «НИ» депутат Законодательного собрания Ульяновской области Александр Кругликов. По его словам, далеко не каждый человек, злоупотребляющий спиртным, осознает, что ему надо лечиться. «Другой вопрос, какие там будут условия для труда и лечения. К тому же есть большие сомнения, что в местном бюджете найдутся деньги на лечение всех алкоголиков», – рассуждает парламентарий.

Деньги на принудительное лечение найти – не проблема, убежден главный сторонник возрождения ЛТП, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. «У нас есть все возможности, мы богатейшая страна, – заявил он журналистам в январе. – Нужна, и она сейчас, слава Богу, есть, политическая воля для восстановления ЛТП». С главным санврачом России солидарны во многих регионах, например в Тюмени, Магадане и Бурятии. Кемеровские врачи-наркологи составили в прошлом году открытое письмо, в котором отмечают, что половина пациентов местных больниц попадают на койку в состоянии алкогольного отравления. Лечение одного такого пациента обходится государству в 18 тыс. рублей.

В общей сложности за 2009 год на спасение больных алкоголизмом стационары потратили более 20 млн. рублей. «В такой ситуации справедливо ввести систему принудительного лечения, чтобы после оказанной помощи алкоголики отрабатывали эти деньги», – резюмируют кемеровские наркологи.

Отметим, что Ульяновская область, по данным Росстата, – еще относительно трезвый регион. Лидеры по потреблению алкоголя и числу смертей от спиртного – Ямало-Ненецкий округ, Магаданская, Новгородская и Ленинградская области. Интересно, что в прошлом году самым пьяным городом России была Москва, где на человека приходилось по 24,4 литра чистого алкоголя в год (для сравнения: северокавказские республики выпивают не более пяти литров спирта ежегодно). Однако по уровню смертности от выпивки столица занимает одно из последних мест. Тем не менее в минувшем году депутаты Мосгордумы тоже обсуждали возможность отправки алкоголиков на принудительное лечение, при условии, что дважды за один год они совершат административное правонарушение.

Психиатр-нарколог, член Общественной палаты РФ Олег Зыков назвал ульяновскую инициативу «глупой и абсолютно бессмысленной». «Принудительная госпитализация существует и сегодня – в том случае, если человек представляет опасность для окружающих. Никаких дополнительных законодательных нововведений не требуется», – пояснил «НИ» г-н Зыков. По его мнению, советские ЛТП представляли собой тюрьмы для алкоголиков. «Сажать человека в тюрьму за болезнь – очень подлая идея, – продолжает нарколог. – С тем же успехом туда можно направлять граждан с избыточным весом. Посадив алкоголиков за решетку, мы не решим проблемы. Ведь в тюрьме вылечиться нельзя, а вот стать бандитом можно».

Эксперты отмечают, что речь снова идет не о мотивационной, а о репрессивной наркологии, которая успела показать свою неэффективность. «95% «выпускников» ЛТП в советские времена возвращались к привычному алкогольному образу жизни, – пояснил «НИ» зампредседателя комитета Госдумы по здравоохранению Сергей Колесников. – Если человек «сдается» наркологу добровольно, то шанс на выздоровление – более 50%, но если его забрали в больницу насильно – не более 5%».

Реализовать программу по возрождению ЛТП без нарушения прав человека крайне сложно, считают эксперты. «Каждый человек сам для себя решает – пить или не пить, – пояснила «НИ» юрист Елена Волкова. – Если он ни на кого не бросается, то насильно загонять его в тюрьму или больницу незаконно». Впрочем, руководитель отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии Александр Немцов убежден, что принудительная госпитализация по суду должна быть. «Сейчас на лечение помещают постфактум, когда человек уже совершил преступление, – рассказал «НИ» эксперт. – На мой взгляд, нельзя позволять человеку допиваться до такого состояния, нужно дать ему возможность сделать перерыв от пьянства».

"