Posted 21 февраля 2006,, 21:00

Published 21 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:17

Updated 8 марта, 09:17

«В эту армию я не вернусь!»

21 февраля 2006, 21:00
В последний день своего отпуска он перекинул через ветку тополя у родного дома бельевую веревку и повесился. Мама Виктора до сих пор вспоминает слова, сказанные сыном накануне: «В эту армию я больше не вернусь». Родные солдата считают, что до самоубийства его довели издевательства в части.

Виктора Устимова призвали в армию из села Киржиман Больше-Игнатовского района Мордовии 22 июня прошлого года. Родители говорят, что сын мог получить отсрочку, потому как на момент призыва еще учился в сельскохозяйственном колледже на механика, но этим правом не воспользовался. «Я что, не мужик? Прятаться от военкома не буду. Пойду и отслужу», – сказал тогда Виктор.

Устимова распределили служить в воинскую часть в Саратовской области. Тогда-то родители стали догадываться, что у сына в армейской жизни большие проблемы. В своих письмах родным он то и дело намекал на то, что нормально служить невозможно, что надо было все-таки остаться дома, закончить техникум. Но больше всего Устимовых насторожило то, что чуть ли не в каждом письме сын просил прислать денег. Сначала упорно отказывался объяснять, для чего они ему, но однажды не выдержал и написал, что старослужащие издеваются над солдатами, которые отказываются платить «дань».

Киржиман – типичное российское село, где нет работы и денег. Потому для родителей солдата и двести–триста рублей, которые он регулярно просил, были целым состоянием. А в своем последнем письме Виктор просил мать срочно приехать за ним и забрать в отпуск. «Иначе я просто повешусь», – пророчески пообещал он. Односельчане Устимовых рассказывают, что после этого мать в одночасье собралась и поехала в часть. Ей удалось уговорить командира на несколько дней отпустить сына в отпуск домой.

В родном селе вернувшегося парня просто не узнали. Говорят, Виктор стал боязливым, замкнутым, боялся спать ночью и постоянно твердил о том, что обратно в саратовскую часть никогда не вернется. «Хоть на край света уеду, но только не туда», – повторял одно и то же парень.

Родители же понимали, что не вернуться в часть – нельзя. Потому мать, как могла, попыталась успокоить сына, говорила, что служить осталось недолго, просила потерпеть. О том, чтобы вынести сор из избы – обратиться в прокуратуру, рассказать об издевательствах, о которых рассказывал солдат, – речи не заходило. Боялись, что виновных, как водится, не накажут, а парню только хуже будет. А накануне отъезда Виктора нашли повешенным на ветке тополя во дворе родного дома.

Сейчас установлением точной причины смерти военнослужащего занимается районная прокуратура. Между тем следствие не исключает, что дело может быть передано в военную прокуратуру.

"