Posted 21 января 2015,, 21:00

Published 21 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:51

Updated 8 марта, 03:51

Медвежья услуга?

Медвежья услуга?

21 января 2015, 21:00
В столице объявлено о создании комиссии по лицензированию управляющих компаний в сфере ЖКХ, а ранее был утвержден порядок этой процедуры. С 1 мая все российские управляющие компании обязаны получить лицензию. По замыслу авторов этой инициативы, данная процедура позволит повысить качество услуг на жилищно-коммунальном р

На днях руководитель Госжилинспекции Подмосковья Александр Коган заявил, что надзорный орган выиграл все 63 иска, поданные в Каширский городской суд против управляющей компании ООО «Городское ЖКХ». Организация подделала подписи в протоколе общего собрания, по итогам которого ее «выбрали» жильцы домов. Помимо фальсификации, жильцы Каширы также жаловались на некачественное обслуживание их жилищного фонда и «двойные платежки».

Ранее, в январе, собственники дома на Большой Грузинской улице в столице жаловались в Госжилинспекцию на несоответствие нормативам температуры горячей воды в квартирах. В результате один из жильцов переплатил управляющей компании 46 тысяч рублей. Теперь управляющая компания должна вернуть ему причитающееся.

Надзорный орган все чаще ловит управляющие компании в сфере ЖКХ на недобросовестности. Так, одна только подмосковная Мосжилинспекция в 2014 году включила в черный список 18 компаний, которым пришлось уйти с рынка. Основными причинами стали «неполнота раскрытия информации, наличие просроченной задолженности перед поставщиками коммунальных услуг, неисполнение предписаний Госжилинспекции и большое количество обращений граждан», – сообщили «НИ» в пресс-службе Госжилинспекции Московской области.

В правительстве РФ решили, что надзора за деятельностью организаций ЖКХ мало: нужно лицензирование. В прошлом году норма об обязательном «экзамене на честность» для управляющих компаний была закреплена в Жилищном кодексе РФ. Согласно новым правилам, до 1 мая 2015 года все управляющие компании должны получить лицензию. Для этого руководителю управляющей компании нужно сдать экзамен, который представляет собой компьютерное тестирование, и сдать на проверку документацию.

Как уточнили «НИ» в пресс-службе Минстроя России, квалификационный экзамен на знание жилищного законодательства главам управляющих компаний необходимо сдать до середины марта 2015 года, а до 1 апреля – подать заявку на получение лицензии (разумеется, только при наличии документа, подтверждающего успешную сдачу экзамена). В противном случае компании будут отстранены от управления домами.

В экзамене 100 вопросов. Чтобы успешно сдать, руководителю управляющей компании нужно набрать не менее 86 баллов. Например, один из вопросов звучит так: «Какая работа является обязательной при подготовке систем теплоснабжения к отопительному сезону?». А в другом экзаменуемым нужно выбрать, на какие формы собственности подразделяется жилищный фонд. По мнению исполнительного директора гильдии управляющих компаний в ЖКХ Веры Москвиной, вопросы в тесте легкие, и ответить на них правильно не составит труда для человека, не первый день работающего в сфере ЖКХ.

Уже к 20 января более ста руководителей управляющих компаний в Подмосковье сдали экзамен, заявил заместитель председателя правительства Московской области Дмитрий Пестов. И только пять не набрали нужное количество баллов.

Фото: ЕКАТЕРИНА ВАРЮХИЧЕВА

Лицензирование подразумевает также создание так называемой лицензионной комиссии, которая будет проверять, насколько работа управляющей компании соответствует выданной ей лицензии. «Управляющей компании достаточно получить два и более взыскания по одному дому, и она через суд его лишается, – комментирует «НИ» эксперт Института экономики города Дмитрий Гордеев. – Если таких домов набирается более 15% от общей площади, то управляющая компания остается без лицензии и покидает рынок».

Под ударом, скорее всего, окажутся управляющие компании, работающие со старыми домами, – там всегда хватает проблем, говорит «НИ» Вера Москвина. По ее словам, в данной ситуации у управляющей компании два варианта: либо она из-за этих домов уходит с рынка и теряет бизнес, либо отказывается от своего ветхого фонда.

Обычно лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с безопасностью окружающей среды, здоровья граждан. «Ключевая ошибка создателей закона в том, что впервые лицензированию подвергается управленческая деятельность», – считает председатель союза Жилищных организаций Москвы Константин Крохин. По его мнению, лицензирование не будет надежным фильтром: «Можно специально перед выдачей лицензии создать видимость эффективной компании, выполнить все требования. Но это не значит, что вы будете хорошо управлять домами. Поэтому я почти уверен, что эта мера не достигнет целей, ради которых она принималась: повышения качества услуг и наведения порядка на жилищном рынке», – полагает эксперт.

Некоторые управляющие компании жалуются, что даже без лицензирования им ежемесячно приходится претерпевать массу проверок. «В месяц мы проходим по 60 проверок от 15 контролирующих организаций», – говорит «НИ» директор управляющей компании «Капитал-Инвест» Тимур Киров.

Лицензирование дает государству безраздельное право решать за собственников, кто будет управлять их домом, уверен Дмитрий Гордеев: «Это тотальный контроль, с которым оно вряд ли справится». Кроме того, лицензионная комиссия, которая также должна контролировать работу УК, тоже во многих случаях будет фикцией, подозревает собеседник «НИ»: «В нее входят чиновники, зависимые лица, которые являются собственниками управляющих организаций. Так что говорить о непредвзятости вряд ли можно будет».

По мнению экспертов, лицензирование станет толчком для передела рынка компаний ЖКХ в пользу крупных управляющих компаний. «С помощью лицензирования уберут малый, средний бизнес. Останутся крупные и муниципальные компании, привязанные каким-то образом к местной элите. Это будет рейдерский передел рынка. Ради него и затевалась эта мера», – уверен Константин Крохин.

Рынок управления домами должен остаться свободной рыночной зоной, где собственник сам нанимает компанию и сам с ней расторгает договор, убежден собеседник «НИ». По его мнению, есть и другие предпосылки того, что на рынке домоуправления останутся только «свои». Например, это постепенное ущемление в правах ТСЖ, созданных самими жильцами. «Уже сейчас, чтобы создать ТСЖ, требуются подписи всех собственников многоквартирного дома. А для того чтобы дом «ушел» к управляющей компании, хватит всего двух подписей», – комментирует ситуацию г-н Крохин.

Правда, по новым нормам предусмотрена возможность для жильцов наложить вето на решение проверяющей комиссии, если работа компании, которую хотят лишить лицензии, их устраивает. Но для этого нужно провести собрание, собрать подписи. Но, по словам Дмитрия Гордеева, этим правом будет пользоваться лишь малая часть собственников.

За свет и воду немцы платят, а за ремонт – нет

Жители Германии в случаях неполадок, поломок или при необходимости заменить оборудование обращаются к хаузмастеру (в переводе – «домашний мастер»). Это специалист, в обязанности которого входит следить и по возможности устранять бытовые трудности жильцов на вверенной ему территории – связаны ли они с водопроводом, канализацией, отоплением или электричеством. Ни за вызов, ни за ремонт, ни за замену оборудования жильцы не платят. Даже если хаузмастеру пришлось приглашать на подмогу других специалистов. Есть у хаузмастера и другие обязанности – например, следить, чтобы красиво и эстетично выглядели лестничная площадка и лоджия. А если жильцы захламляют их ненужной мебелью, то хаузмастер письменно оповещает их о том, что нарушен такой-то пункт договора аренды, который жильцы заключили с владельцами дома или городским хозяйством. За отопление, свет, воду и вывоз мусора жильцы платят сами. Раз в год специальная служба снимает показания счетчиков, и если есть перерасход относительно суммы, которая была рассчитана в прошлом году, то ежемесячная квартплата повышается. Если же между квартиросъемщиками и владельцами дома возникают разногласия, то в каждом городе есть организация, куда люди могут обращаться для разрешения своих жилищно-коммунальных противоречий и споров.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен
"