Posted 21 декабря 2020,, 10:43

Published 21 декабря 2020,, 10:43

Modified 7 марта, 14:11

Updated 7 марта, 14:11

Елена Апанович: "Пандемия ускорила внедрение инновационных технологий в образовании"

Елена Апанович: "Пандемия ускорила внедрение инновационных технологий в образовании"

21 декабря 2020, 10:43
Фото: irkobl.ru
Уходящий год стал для российской системы образования особенно сложным. Из-за карантина, вызванного угрозой эпидемии COVID-19, школы полностью перестроили свою работу, зачастую в результате этих преобразований страдало качество знаний.

Однако не все оказались в минусе, кто-то — в полюсе. Например, Иркутская область, в 2019 году занимавшая по оценке эффективности организации и проведения единого государственного экзамена 69 место, в 2020 году переместилась на 24 позицию. Увеличилось число медалистов повысилось количество высокобалльных результатов. По мнению министра образования Иркутской области Елены Апанович, для того, чтобы система образования показала положительные результаты, чиновники и педагоги должны быть коллегами, а не антагонистами.

— Год был непростой: система образования впервые была вынуждена работать в дистанционном формате. По вашей оценке, как Иркутская область справилась с поставленной задачей?

— Первая волна COVID-19 потребовала перехода на дистанционное обучение, и это было для всех тяжело. Но в тот период дети оказались на самоизоляции вместе с родителями. Осенью мы вошли во вторую волну, в чем-то было сложнее: общие показатели по инфицированию стали выше, чем весной. При этом практически все предприятия и организации продолжали работать, так что родителей дома не было, а это затрудняло ученикам, особенно начальной школы, подключиться к нужному образовательному сервису. 6 ноября 2020 года был принят Указ губернатора Иркутской области, в соответствии с которым формат образовательного процесса определяется органами местного самоуправления с учетом того, что удаленный режим обучения осуществляется не только с использованием электронных форм обучения. На начало второй учебной четверти в 9 муниципалитетах 100% школ работали в очном формате (Балаганский район, Киренский район, Мамско-Чуйский район, Катангский район, Тайшетский район, Тулунский район, Усть-Удинский район, г. Свирск), а в 7 муниципалитетах очно учились ученики начальной школы и выпускных 9 и 11 классов (Заларинский, Нижнеилимский, Усольский, Чунский районы, гг. Саянск, Усолье Сибирское, Черемхово).

Надо сказать, что этот непростой период принес в систему образования не только минусы, но и плюсы. До этого многие педагоги, может быть, и не задумывались, что есть такие платформы для дистанционной работы, как Teams, Zoom. Это не идеальный инструмент, не панацея, но у преподавательского состава хотя бы был снят определенный психологический барьер перед удаленной работой и перед современными средствами коммуникации. Все убедились, что образовательными платформами пользоваться несложно, они дают определенные преимущества.

— Получается, не было бы счастья, да несчастье помогло? И в этот период наша система образования сделала большой шаг к цифровизации, о которой у нас в стране уже так долго говорили?

— Дистанционное обучение (не только в Иркутской области, но и по всей стране) — это не всегда Интернет: иногда оно осуществляется посредством флеш-носителей, бумажных носителей. Но основной вектор, конечно, в сторону более широкого использования Интернет-ресурсов. Год 2020 показал, какие возможности у нас есть, и простимулировал развитие цифровизации в образовании.

Так, за этот период в Иркутской области к высокоскоростному интернету были подключены 242 школы. В 101 образовательном учреждении — 81 школе и 20 колледжах — установлено современное компьютерное оборудование, на это из государственного бюджета было направлено 227 млн рублей.

Более 70 малокомплектных школ получили субсидию на вычислительную технику, общая сумма финансирования составила 73 млн рублей.

Мы вошли в программу нацпроекта «Цифровая образовательная среда», по которой наши школы до 2024 года будут оснащаться цифровым электронным оборудованием.

— И как итоги? Что выявила итоговая государственная аттестация, прошедшая летом?

— ЕГЭ — это всегда психологическое напряжение для детей. А в этом году итоговая аттестация началась, когда карантинные мероприятия еще не были сняты. И подготовка к экзаменам, и их проведение проходили в новом формате. Но нужно сказать, что система образования Иркутской области справилась на «отлично».

Федеральный центр проводит мониторинг по целому комплексу показателей, начиная от того, вовремя ли приступили к ЕГЭ, были технические сбои или нет, и заканчивая дисциплинарными моментами — утечками материалов в интернет и другими нарушениями. Если в 2019 году система образования Иркутской области по оценке эффективности организации и проведения единого государственного экзамена на 69 месте в стране, то в 2020 — на 24. Я считаю, что это очень хороший результат: это итог работы учителей, самих ребят и специалистов, обеспечивавших техническое оснащение, другие организационные процессы.

Экзамены прошли в штатном режиме без серьезных технических и организационных сбоев. По итогам ЕГЭ получено 56 стобалльных результатов по следующим предметам:

  • по русскому языку — 32,
  • литературе — 6,
  • математике — 2,
  • информатике — 2,
  • истории — 3,
  • физике — 4,
  • обществознанию — 1
  • и химии — 6.

Пять выпускников Иркутской области сдали ЕГЭ на 100 баллов сразу по двум предметам: из Ангарска (МБОУ СОШ № 10), Иркутска (МБОУ г. Иркутска гимназия № 3; МБОУ г. Иркутска лицей№ 3; МАОУ Лицей ИГУ г. Иркутска) и Тулуна (МБОУ СОШ № 1).

В этом году в Иркутской области 12% высокобалльных результатов (80 — 100 баллов).

По русскому языку, физике, биологии и литературе, географии и иностранным языкам выпускники 2020 года продемонстрировали более высокий уровень подготовки, чем выпускники 2019 года: снизилась доля участников, не сдавших экзамен и увеличилась доля высокобалльников. В сравнении с 2019 годом снизились результаты ЕГЭ по математике профильного уровня, информатике.

783 выпускников текущего года в Иркутской области награждены медалью «За высокие достижения в обучении». Это на 47% больше чем в 2019 году, когда на получение медали влияли результаты ЕГЭ.

Можно сказать, что в экстремальных условиях система образования Иркутской области оказалась эффективной, мы мобилизовались и показали высокий результат. Уверена, что будем держать планку не только в кризисные времена, но и в благоприятным условиях. Мы многое для этого делаем.

— А что конкретно? Все же год был довольно проблемный, хватало ресурсов на что-то помимо введения дистанта?

— Именно в 2020 году мы запустили целый ряд инновационных проектов в образовании.

У нас очень неплохие результаты по грантам, которые разыгрываются в рамках национального проекта «Образование». Все направления, по которым мы работали в этом году, будем развивать и в следующем. Так, у нас в Иркутской области три детских технопарка: «Кванториум РЖД» и «Кванториум «Байкал», детский технопарк «Кванториум Сибирь» г. Усолье-Сибирское. Опыт работы детского технопарка «Кванториум Байкал» г. Иркутска свидетельствует о востребованности современных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической и естественнонаучной направленностей среди детей в возрасте от 10 до 18 лет. В этом отношении перспективным является открытие мобильного технопарка «Кванториум Спутник» в отдаленных районах региона и сельских территориях. Обучение в мобильном технопарке «Кванториум Спутник» началось с 1 октября 2020 года. Министерством образования Иркутской области утверждены территории:

  • Иркутский район Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Листвянская средняя общеобразовательная школа»;
  • Шелеховский район Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шелеховского района «Большелугская средняя общеобразовательная школа № 8»;
  • Город Слюдянка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 города Слюдянки;
  • Усольский район, поселок Белоречье Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Белореченский лицей» Усольского района;
  • Зиминский район, село Кимильтей Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кимильтейская средняя общеобразовательная школа»;
  • Город Тулун Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» города Тулун.

10316 обучающихся были охвачены деятельностью трех детских технопарков, мобильного «Квантриума Спутник» и других проектов технической и естественнонаучной направленностей, из них 2166 детей посещали занятия непосредственно на базе детских технопарков.

Образовательный центр «Персей», который мы открыли в этом году, очень перспективный проект. Программа в Иркутской области реализуется по модели сочинского «Сириуса».

С 28 сентября в региональном центре выявления и поддержки одарённых детей в Иркутской области «Образовательный центр „Персей“» запущены первые профильные смены по программам «Математика» и «Информатика» с применением дистанционных образовательных технологий.

Целью профильной смены является интенсивная подготовка школьников 8-11 классов к олимпиадному сезону 2020/2021 учебного года. Разработчиками и преподавателями программ смены являются ведущие профессора вузов и педагоги лицеев Иркутской области, имеющие большой опыт в сфере успешной подготовки обучающихся к олимпиадам федерального и международного уровней.

На конкурсный отбор было подано 492 заявки от обучающихся Иркутской области. По итогам отбора были определены 18 победителей по информатике и 160 победителей по математике.

Впервые в Иркутской области прошло обучение по космическим технологиям. Региональный институт кадровой политики и Региональный центр по выявлению и поддержке одаренных детей «Персей» запустили профильную космическую смену «Время первых». Она проходила с 7 по 21 декабря 2020 года. К участию в уникальном треке были приглашены школьники в возрасте от 14 до 17 лет.

Совместно с Иркутским национальным исследовательским техническим университетом открыли офис по проектной деятельности, это востребованное направление, позволяющее детям сразу ориентироваться на применение полученных знаний.

Региональный центр выявления и поддержки одарённых детей в Иркутской области «Образовательный центр «Персей» для профильных смен располагается на базе загородного лагеря. Проведено 6 профильных смен и охвачено 932 обучающихся по реализующим дополнительным общеобразовательным программам. Обучение реализуется на базах 3-х сетевых площадок.

Совместно с Иркутским национальным исследовательским техническим университетом открыли офис по проектной деятельности, это востребованное направление, позволяющее детям сразу ориентироваться на применение полученных знаний.

В городе Братске — самом крупном промышленном центре Иркутской области — в этом году открыли IT-Куб — образовательный центр для детей, интересующихся IT-технологиями.

В 102 сельских школах региона с этого года работают «Точки роста», это тоже образовательные пространства для развития гуманитарных, технических и IT-навыков у ребят. До 2023 года в 341 сельских школах Иркутской области будут обеспечены «Точками роста». Решаем сразу несколько задач: создаем для детей, живущих в сельской местности, такие же возможности в сфере образования, как и в городах, и, кроме того, проводим цифровизацию малых школ.

Это те реальные, осязаемые вещи, которые нам дает национальный проект «Образование».

— Сейчас одна из самых острых проблем в образовании — недостаток кадров, особенно на селе. Иркутская область участвует в программе «Земский учитель»?

— Наш регион получил одну из самых больших квот в России по этой программе. В среднем она составляет для субъектов федерации 40-50 мест, Иркутская область в этом году получила 97. Это учителя, которые едут работать в сельскую местность. Единовременная выплата для них составляет 1 млн рублей, одно из условий участия муниципалитетов в этом проекте — обеспечение переезжающих педагогов жилплощадью или компенсация расходов на жилье. Сейчас объединяем земских учителей в единое сообщество, чтобы они могли между собой общаться.

— В 2020 году в Иркутской области была открыта «умная школа». Это частный проект ГК «Ростех». Можно ли сказать, что сейчас государство уступает бизнесу в сфере образования?

Образовательный комплекс «Точка будущего» — это благотворительный проект фонда «Новый дом». Он реализуется на личные средства основателя фонда Альберта Авдоляна при поддержке Правительства Иркутской области и администрации Иркутска. Для строительства комплекса был выделен в аренду земельный участок необходимой площади. Уникальность проекта заключается в том, что этот образовательный комплекс включает детский сад, саму школу и места проживания для семей с приемными детьми. Сейчас обсуждаем дальнейшие пути сотрудничества, потому что те инфраструктурные возможности, которые есть у этого проекта, позволяют сделать много интересных вещей в плане адаптации приемных детей.

Мы планируем заключить договор о сотрудничестве с «Точкой будущего» и продолжить изучение образовательных программ. Сотрудничество взаимовыгодное: определенный опыт есть и у нас — Институт развития образования тоже работает и с приемными детьми, и с адаптационными программами.

Хотелось бы, чтобы «Точка будущего» стала ресурсным центром для всех образовательных организаций, которые связаны либо с адаптивными программами, либо, в целом, с индивидуализацией обучения.

Но у нас не одна частная школа, а 14. Есть еще лицей РЖД, Школа Леонова, Православная женская гимназия, лицей ИГУ. Частный образовательный сегмент в Иркутской области довольно интересный и разнообразный. И «умная школа» станет таким ярким элементом образовательной системы региона.

— Одна из задач системы образования — переход на обучение в одну смену. А значит, нужно много строить. Сколько новых школ сдано в Иркутской области в 2020 году?

— В 2020 году вводится девять школ, рассчитанных на 4804 места: часть уже сданы и работают, часть открываем до Нового года. Это две большие школы в Иркутском районе — на 1275 мест в поселке Марково и на 725 — в Хомутово. Новые школы открываем в Нукутском, Аларском, Нижнеудинском районах, Куйтуне, поселке Онгурены на Байкале.

Открылась новая школа в Свирске. И в Тулуне — «Новая эра» — тоже интереснейший проект, который в рамках ликвидации последствий паводка 2019 года подарила Иркутской области компания «Роснефть». Оборудование, которое поставлено в эту школу, позволит ей стать ресурсным центром для других образовательных учреждений. Там созданы великолепнейшие возможности для детей и педагогов, оснащение опережает самые современные требования. Название школы — «Новая эра» — отвечает сущности.

— В списке нет школ в городе Иркутске, но именно здесь — самый большой дефицит учебных мест.

— Долгое время между региональной и муниципальной властью не было согласованности. Но с приходом губернатора Игоря Кобзева, новой команды, эти противоречия сняты. И мы намерены уже в следующем году приступить к строительству и вводу школ в Иркутске.

Но до перехода иркутских школ на работу в одну смену очень далеко. Провести такую работу одномоментно невозможно, не хватит ни финансовых ресурсов, ни строительных мощностей. Мы будем поступательно наращивать объемы ввода.

— Новые школы с бассейнами?

— В основном, да. Иногда и два бассейна.

В Саянске сейчас строится школа, мы ее сдаем в 2021 году, с полноценным большим бассейном. В этом году в Ангарске сдали школу, там бассейн оснащен специальным оборудованием, чтобы дети с ограниченными возможностями могли заниматься.

И в садах тоже бассейны.

Бассейны входят практически во все типовые проекты.

— Каковы планы на 2021 год?

— Также планируем сдать девять школ, рассчитанных более чем на 4 тысячи учебных мест. Это то, что будет построено за счет государственных средств — федерального и областного бюджетов. Плюс к этому, по поручению губернатора прорабатывается вопрос о концессионных соглашениях, в том числе с Внешэкономбанком. И уже движение началось. Возможно, по этому проекту будут строиться целых три школы, из которых две — в Иркутске.

Есть еще программа «Комплексное развитие сельских территорий», в малых городах школы тоже строятся. Существуют разные возможности, но есть ощущение, что отрасль какое-то время недофинансировалась, потому что здания школ, существующие в Иркутской области, очень часто 30-40-х годов прошлого века. А иногда это просто приспособленные строения. Чтобы ситуацию развернуть, встает проблема наличия земли. Нужно изыскания провести, проект подготовить. Это все требует больших денег. А дальше начинать строительство — это уже отдельное финансирование.

Что касается дошкольных образовательных учреждений, то за счет бюджетных средств по нацпроекту в будущем году мы планируем завершить строительство и ввести восемь новых детских садов, по других программам и соглашениям — еще три.

Темп неплохой. Если мы его будет выдерживать, постепенно обновим систему образования.

— В Иркутске в последние годы появилась мода на школьные планетарии. Что это за тенденция?

— Сейчас в Иркутске стационарные планетарии имеются при трех школах. Причем это две новые школы и одна — давно действующая, располагающаяся в приспособленном здании (лицей ИГУ). Конструкции планетариев разные, оборудование — тоже. Они выступают ресурсной базой для других иркутских школ.

Что касается области в целом, то у нас появился еще и мобильный планетарий. В рамках нацпроекта мы получаем различное оборудование для колледжей, в прошлом году гранты выиграли пять колледжей, в этом — еще три, по пять мастерских в каждом. В частности, педагогический колледж получил очень много отличного развивающего оборудования, в том числе мобильный планетарий. Ну, а мы понимаем, что такие мобильные планетарии в принципе могут быть использованы везде — и в начальной школе, и в детских садах.

Используя оборудование планетария, можно не только о звездах говорить, но и демонстрировать полнокупольные научно-популярные фильмы.

— Школьные планетарии, «умная школа» и прочие образовательные «фишки», по идее, должны создавать благоприятную среду для развития талантов. Во всяком случае, это лучший критерий для оценки эффективности вложенных средств. В Иркутской области уже появилась плеяда талантливых детей?

— У нас каждый год зажигается много таких звезд. Это видно и по всероссийским олимпиадам школьников, но и по проектам образовательных грантов.

Первое, что на ум приходит — недавний проект «Большая перемена» в рамках реализации национального проекта «Образование»: он проходит по разным номинациям гуманитарного, естественнонаучного профиля под эгидой Администрации Президента. 13 459 школьников из всех муниципальных образований Иркутской области приняли активное участие во Всероссийском конкурсе «Большая перемена». Тех, кто регистрировался для участия в «Большой перемене», привлекала возможность реализовать какой-то свой проект, обсудить какую-то идею, пути ее реализации. То есть не просто продемонстрировать накопленные знания (как это происходит на олимпиадах), но скорее показать, как ты эти знания хотел бы применить на практике, чтобы мир стал лучше.

Полуфинал Сибирского федерального округа, который прошел в Новосибирске в З смены по 9 направлениям выявил 19 финалистов из 11 муниципалитетов Иркутской области.

В финале Всероссийского конкурса, который прошел на базе ФГБОУ «Международный детский центр «Артек», с 31 октября по 5 ноября 2020 г., от Иркутской области победителями стали 8 одиннадцатиклассников, они получили сертификаты на 1 000 000 рублей на оплату обучения в вузе (средства также можно направить на проезд к месту учебы или, в случае поступления на бюджетное отделение, на ипотеку) и до 5 баллов к портфолио достижений для поступления в вуз.

Среди десятиклассников есть победительница из нашего региона, которой вручили сертификат на 200 000 руб. на дополнительное образование и саморазвитие.

Наши ребята, обучающиеся в колледжах, занимают призовые места в мировом чемпионате молодых профессионалов «WorldSkills». Есть еще один интересный чемпионат, он в такой же примерно тематике — «Abilympics»: это соревнования в профессиональном мастерстве для людей с ограниченными возможностями здоровья. Наши дети активно участвуют и побеждают.

Если говорить о международных конкурсах, то тут блещут наши студенты вузов. Например, студент ИрНИТУ показал очень высокие результаты в кубке по информационно-телекоммуникационным технологиям, это Евразийские соревнования 2020 года. Он стал победителем первого этапа и сейчас продолжает борьбу во втором этапе. Таких ребятишек у нас много.

— Бытует мнение, что вся талантливая молодежь уезжает из регионов…

— Это не совсем так. У нас каждый год выпускаются где-то 600-700 медалистов. В том году было более 600, в этом — 783. Из этого количества примерно две трети уезжают, а остальные остаются в Иркутской области. Много это или мало, сказать сложно. Из тех, кто уезжает, часть возвращаются.

Мы смотрели на протяжении нескольких лет, этот процент не растет.

А вот среди ребят, не ставших медалистами, но получающих высокий балл на ЕГЭ — от 80 до 100 — остается чуть ли не 70%.

Мы пошли на то, чтобы создать условия для талантливых ребят в Иркутской области. Те, кто хорошо школу заканчивают и имеют солидные достижения в олимпиадах, международных и всероссийских конкурсах, получают Губернаторскую стипендию, это дополнительных 5 тыс. рублей в месяц к стипендии, если они учатся в местных вузах и ведут активную научную деятельность. Таких стипендиатов у нас каждый год порядка 200-225 человек.

В 2020-2021 учебном году получателями выплаты стали 247 студентов первого курса, общее количество получателей (со студентами 2 и 3 курсов) составило 412 студентов, что по сравнению с 2019-2020 учебным годом больше на 95 получателей.

Кроме того, по инициативе депутатов Законодательного Собрания Иркутской области у нас идет дополнительная мера социальной поддержки для ребят, которые заключили договоры на целевое обучение, это будущие врачи и учителя. Ежемесячная доплата к стипендии у них составляет 3 тыс. рублей. дополнительная мера социальной поддержки

— Чем, на Ваш взгляд, современные дети отличаются от своих предшественников 10-20-летней давности?

— Меняется время, меняются возможности — способы восприятия информации, работы с ней. И меняются настройки видения мира. Та молодежь, которая сейчас выходит во взрослый мир, — это свободные люди, они росли уже в обстановке выбора, чего не было у нас. Сейчас они более требовательны. Это ребята, у которых всегда в голове есть альтернатива. Нет готового решения — они выбирают вариант для себя.

Если мы им говорим — надо сделать так, то они всегда требуют пояснение, а почему именно так? Дисциплинарный момент — пойти и выучи — уже не работает. Только мотивация.

Задание — выучить вопросы к параграфу. Они спрашивают, что это им даст? Если у них ЕГЭ по другим предметам, то заставить довольно проблематично. Нужно уметь заинтересовать своим предметом. Раньше учителям даже в голову не приходило объяснить, зачем нужен твой предмет.

Сейчас очевидно, что современные дети ищут применение своим знаниям. Почему сейчас вся эта проектная деятельность востребована? Потому что им хочется применить знания, использовать их. Я верю, что у нас светлое будущее с такой молодежью.

"