Posted 20 ноября 2006,, 21:00

Published 20 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:01

Updated 8 марта, 09:01

Первая победа «Матерей»

Первая победа «Матерей»

20 ноября 2006, 21:00
Вчера «Матери Беслана» наконец прокомментировали решение районного суда Владикавказа, отменившего на прошлой неделе результаты ситуационной экспертизы действий оперативного штаба во время теракта 1–3 сентября 2004 года. Как известно, родственники погибших считают, что генералов и чиновников – членов этого штаба – надле

Результаты ситуационной экспертизы действий оперативного штаба Ленинский райсуд отменил еще 9 ноября по жалобе потерпевшей стороны. Поначалу «Матери» старались не комментировать решение суда, очевидно, ожидая, что судебное решение будет оспорено Генпрокуратурой. Однако следственная группа в отведенные для этого по закону 10 дней не стала подавать кассацию.

«За более чем два года нашей борьбы закон наконец-то встал на нашу сторону», – с удовлетворением заявила вчера на пресс-конференции председательница «Матерей Беслана» Сусанна Дудиева. По мнению «Матерей», бездействие членов оперативного штаба – его руководителя, экс-начальника североосетинского УФСБ Валерия Андреева, бывшего президента Северной Осетии Александра Дзасохова, экс-главы республиканского МВД Казбека Андреева и некоторых должностных лиц ФСБ и МВД России – привело к ужасающим последствиям, что достаточно для возбуждения против них уголовных дел.

Итоги ситуационной экспертизы, которую провела Генпрокуратура, были обнародованы еще 23 декабря 2005 года. В работе членов оперативного штаба следователи не нашли ничего зазорного. «Матерей Беслана» такой вывод не устроил, и они целый год оспаривали его через суд.

Кроме того, «Матерей» не удовлетворило заключение экспертов, которые послушно вторили следствию в том, что танки по школе начали стрелять лишь поздно вечером 3 сентября, хотя многие свидетели утверждают обратное – пальба велась уже днем.

«Они (эксперты. – «НИ») вынесли такое решение, исходя из показаний военнослужащих Годовалова и Абуладзе, хотя при этом были проигнорированы сотни показаний потерпевших и свидетелей, которые подтверждали, что танковые орудия были применены еще днем, когда в школе оставались заложники», – сказала вчера г-жа Дудиева.

В итоге Ленинский райсуд Владикавказа признал в начале ноября незаконными и необоснованными результаты экспертизы, обязав при этом руководителя следственной группы Александра Солженицына учесть это обстоятельство. Генпрокуратура спорить не стала. Вердикт Ленинского райсуда, по мнению «Матерей», открывает перспективы для объективной оценки действий членов оперативного штаба.

«Теперь мы обратимся в Генпрокуратуру и судебные органы с требованием расследовать их (членов ОШ. – «НИ») действия в основном деле, в котором пока нет фигурантов (организаторы теракта араб Абу-Дзейт, Масхадов и Басаев, как известно, были ликвидированы. – «НИ»), – заявила г-жа Дудиева.

Большие нарекания у «Матерей Беслана» к республиканскому Минздраву, который, по их мнению, не подготовился к последствиям теракта, а также к пожарным, приступившим к тушению пожара в спортзале школы лишь спустя 2 часа 20 минут после возгорания кровли.

«Матери Беслана» будут требовать наказать офицера, отдавшего приказ о применении танковых орудий. По одной из версий, эти приказы отдавал пока неизвестный офицер из группы «Альфа», который, по неподтвержденным данным, лично сидел в танке и вел огонь по школе. Требуют они наказать и того неизвестного пока командира, что распорядился спустя 11 часов после штурма вывезти на свалку улики и фрагменты тел заложников.

Кроме того, Сусанна Дудиева заявила, что потерпевших не устроит, если Генпрокуратура решит «пожертвовать» кем-то из членов штаба в обмен на смягчение их позиции в отношении более высоких чиновников.

«Для нас не самоцель привлечь кого-то к уголовной ответственности. Нам важно, чтобы были обнародованы имена тех, из-за халатности которых погибли наши дети, – заявила г-жа Дудиева. – В любом случае жертвы были бы, но если бы члены оперативного штаба более профессионально решали бы возложенные на них задачи, то погибших было бы значительно меньше. Однако виновных не хотят наказывать, потому что с их именами на поверхность всплывет вся страшная правда, которую хотят замолчать. Но мы все равно дойдем до правды и докажем, что эти жертвы были не напрасны».

"