Posted 20 ноября 2005,, 21:00

Published 20 ноября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:26

Updated 8 марта, 09:26

Кионори Кикутаке

Кионори Кикутаке

20 ноября 2005, 21:00
Дом одной комнаты Sky House, «Дома-деревья» и «Спиральные дома», морской город Marine City Projest и плавающая урбанистическая система Floating System… Их автор – Кионори КИКУТАКЕ – живет и здравствует в Японии. В мире архитектуры его без преувеличения считают живой легендой, единственным на сегодняшний день архитектор

– Господин Кикутаке, вы впервые приехали в Россию. Но наверняка российскую архитектуру вы знали по книгам. Впечатления от увиденного совпали с представлениями о нашей стране?

– Да, я впервые в России и очень рад быть здесь, в этой стране, у которой большое будущее и большие перспективы. Для меня архитектура – та область, которая соприкасается со многими другими сферами человеческой деятельности, со всем тем, что называется емким словом «культура»: балет, литература, живопись, театр… А Россия – страна, которая создала пласт мощнейшей культуры, в том числе уникальную самобытную архитектуру, и я рад возможности приобщиться к этой культуре.

– Специалисты говорят, что наша столица сегодня застраивается очень хаотично и это сильно вредит и жителям, и зданиям, особенно старым, в историческом центре. К чему это может привести?

– Это проблема не только Москвы, но и всех крупных городов мира с высокой плотностью застройки. Сегодня многих профессионалов в мире архитектуры и дизайна волнует вопрос о том, куда же мы движемся и как нам жить дальше в пространстве, которое мы же сами и создаем. И это волнует не только архитекторов. Один известный американский писатель написал: «Современная архитектура движется по пути утолщения стен и загона людей в ограниченные пространства, дома превращаются в тюрьмы, из которых нет выхода…» Но выход можно найти, если обратиться к природе, которая нас окружает, к традициям и богатому культурному наследию разных стран. У нас в Японии мы создали уникальный дом, где двигаются стены и перегородки, где меняется жилое пространство. Оно сужается и расширяется в зависимости от того, сколько человек находятся в доме, какая погода на улице и даже какой день недели. Что-то интересное можно найти и в других странах. Но, увы, многие замечательные архитекторы современности строят необычные по красоте стеклянные, футуристические, авангардные, хай-тековские дома, оторванные от реальности. В них просто невозможно жить. Комфорт не должен приноситься в жертву замыслу художника. Архитектура – для человека, а не наоборот.

– В Москве сегодня появились суперсовременные здания из стекла и бетона. И все идет к тому, что таких зданий будет больше. Можете ли вы назвать интересные новостройки Москвы?

– Новостройки назвать не могу, а вот архитектурный шедевр, прошедший проверку временем, пожалуйста. Это собор Василия Блаженного – уникальное смешение культур, микст, который еще и потрясающе красив.

– Ваш самый любимый из собственных проектов, которым вы не перестаете любоваться и сегодня?

– Самый любимый, наверное, родится позже, но из последних могут назвать только-только появившийся Национальный музей истории острова Кюсю (очень необычное, практически полностью стеклянное здание, построенное по принципу minimal surface. – Авт.).

– Вы строите в основном у себя на родине. А в каких странах, кроме Японии, есть ваши сооружения?

– В Америке – плавающие города, в Казахстане – спортивный комплекс, очень интересное здание, с использованием керамики.

– А хотели бы поработать в Москве, и поступали ли вам предложения о сотрудничестве?

– Если предоставится возможность сделать что-то в Москве, я обязательно ею воспользуюсь. Хочется сделать здесь такой проект, который бы стал лидером, прогремел на весь мир. Но для этого мне надо сесть и спокойно подумать. Пока же я буду работать в Уфе, где, возможно, создам несколько проектов. По-моему, этот город очень хорошо сбалансирован с окружающим миром: он стоит на холме, там много зелени, больше, чем в среднем по России. И я думаю, что именно Уфа может стать живой моделью города XXI века.

– Назовете семь архитектурных чудес света?

– Попробую, но я буду говорить не о чудесах, а об архитектуре, которая стала символом своего времени, страны, города. Это греческий Парфенон. Если город, то это Александрия. Из современных зданий – «Арт де Франс» в Париже, синтоистский храм Изумо в Японии, вилла «Савой Ле Карбюзье» под Страсбургом, мой жилой дом Sky House…

– Над какими проектами вам интереснее работать – жилыми или нежилыми?

– Я создаю такую архитектуру, где человек даже во время работы ощущает себя так, как будто он здесь живет. Такая архитектура предоставляет больше свободы.

– Чему вы учите своих учеников, помимо того, что передаете профессиональные навыки?

– Мечтать, как дети. Именитым архитекторам и своим студентам я не перестаю повторять о том, чтобы они не теряли свежести мысли и способности мечтать. Мои лекции – об умении мечтать и воплощать эти мечты в жизнь. Чем больше человек живет и учится, тем более реалистичным он становится и тем меньше он мечтает. С возрастом мы утрачиваем свежесть восприятия мира, а это очень важно, особенно для творческих людей. Я был несколько раз в жюри конкурсов детских рисунков. И меня всегда восхищали произведения российских детей, они были одними из самых лучших и необычных. После знакомства с произведениями ваших детей у меня сложилось представление о России как о стране, которая умеет мечтать и воплощать их в жизнь. Именно поэтому я сегодня здесь.



Редакция благодарит за помощь в организации интервью журнал ARX.



СПРАВКА

Кинори КИКУТАКЕ родился в 1928 г., в пригороде Курумэ префектуры Айичи на юге Японии. С его именем связана целая эпоха в современной архитектуре. По мнению специалистов, обладает совершенно невероятным, потрясающим даром предвидения. В своем творчестве придерживается концепции метаболистической архитектуры, подразумевающей интеграцию традиций и современности. С начала 60-х Кикутаке изучает проблему высокой плотности застройки городских центров и разрабатывает принципы проектирования высотных зданий, способных ее решить. Его здания уникальны и не похожи ни на что другое: отель «Софитель» в Токио похож на одиноко стоящее дерево, Токийский музей истории и культуры периода Эдо – на японскую деревянную сандалию гета, и этот список можно продолжить.

Кикутаке – единственный архитектор, чья теория более полувека подтверждается реальными постройками, и единственный в истории Международной академии архитектуры, кто получил приз за методологию и за свои постройки.

"