Posted 21 октября 2021, 05:00
Published 21 октября 2021, 05:00
Modified 7 марта, 13:02
Updated 7 марта, 13:02
Александр НЕФЕДОВ
В последние дни родное государство порадовало многие тысячи россиян, имеющих инвалидность, хорошей новостью. Те, у кого в индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА) прописаны какие-либо ТСР (технические средства реабилитации), получат единовременную выплату в 10 тысяч рублей - сертификатом. Эти деньги можно будет потратить как раз на покупку ТСР. Среди тех, кто сможет оформить такой сертификат, в том числе и инвалиды по зрению, незрячие и слабовидящие.
10 тысяч - хороший подарок. Другой вопрос, что у многих в программе реабилитации прописаны устройства, которые стоят много больше. Денег, чтобы добавить к сертификату и купить нужный прибор, у большей части инвалидов просто нет. Особенно это касается глубинки, где и пенсии, и побочные возможные заработки - очень низкие. И, тем не менее, за такой подарок люди искренне благодарны.
Но вот на фоне этих прекрасных новостей в закулисье заботы об инвалидах сейчас происходит совершенно странное событие.
Как удалось выяснить «Новым Известиям», вот уже более полугода, с февраля 2021-го, в Москве в обстановке совершенной секретности проходит обсуждение ГОСТа для электронных увеличителей. Эти устройства необходимы людям с остатками зрения для чтения. Есть портативные видеоувеличители, которые подключаются к ноутбуку или компьютеру - они весят до 2 кг и стоят до 250 тысяч рублей. Но самый ходовой товар - так называемые ЭРВУ, электронные ручные видеоувеличители. Они размером со смартфон.
Если вкратце, слабовидящие из многих регионов, которым были переданы ЭРВУ, жалуются на ухудшение самочувствия после их использования. По идее, видеоувеличитель наоборот помогать должен, а тут у людей начинается резь в глазах, головные боли. Жалобы касаются ЭРВУ «Визор» екатеринбургской компании «Круст».
«Почему у людей от «Визора» может болеть голова, довольно доходчиво объяснял один из ведущих российских экспертов по средствам технической реабилитации Александр Пивень (он и сам слабовидящий). Пивень с коллегами измеряли так называемую частоту обновления изображения. Устройство, напомним, электронное. И тут важно, чтобы человек, который ведет видеоувеличителем по строке, мгновенно, без задержек, получал изображение. Эксперты исследовали «картинки», которые дают устройства разных производителей. При движении по строке «Визором» даже невооруженным взглядом видно, что изображение как будто ломается. Техника просто не успевает «читать» буквы. Просчитали частоту обновления изображения. У «Визора» получилось 18 кадров в секунду. А у конкурентов - в разы больше, и даже выше минимально допустимого показателя 50 к/сек. Выходит, что «Визор» выдает качество изображения в 3 раза хуже необходимого минимума, поэтому у тех, кто им пользуется, и начинает резать глаза?» - пишут "Аргументы Недели".
И никто, конечно, не хочет рисковать потерять остатки зрения, продолжая использовать гаджет. В итоге «Визор» отправляется на полку, а слабовидящий, которому положена помощь государства, вынужден копить на прибор адекватного качества или ждать помощи специализированных фондов (например, многим слепоглухим людям техникой помогает благотворительный фонд «Со-единение»).
И вот сейчас обсуждается ГОСТ видеоувеличителей, который в будущем будет прописываться при проведении всех-всех-всех тендеров. Обсуждение проводит Технический комитет 381 при Росстандарте (ТК381 как раз занимается стандартизацией техсредств для инвалидов), а точнее его подкомитет ПК5, отвечающий за ГОСТ информационно-коммуникационных систем.
Правильные стандарты нужны, чтобы не допустить на рынок некачественный товар. Но при этом откровенно удивляет, как обставлено это обсуждение, и кто вырабатывает будущий стандарт «на века». Это довольно узкий круг экспертов - производители такой техники и представители различных подразделений ВОС (Всероссийского общества слепых). При этом, по нашим данным, в группе нет экспертов с правом голоса ни от коррекционных школ, ни от специализированных библиотек, которые лучше всех разбираются в такой технике, потому что постоянно работают со слабовидящими людьми. Более того, Ассоциация руководителей образовательных организаций для обучающихся с нарушениями зрения и одна из тех самых библиотек обращались к руководству подкомитета с просьбой включить их в рабочую группу. Но им фактически было отказано - к обсуждению их так и не допустили. Почему? Ответа на этот вопрос у меня нет.
Ну и в целом… Есть ведь еще процедура открытого общественного обсуждения, когда свои ценные предложения могут вносить различные профильные организации и сами инвалиды по зрению, для помощи которым вырабатывается данный стандарт. Но ГОСТ по видеоувеличителям - явно не тот случай. По нашим данным, текст ГОСТа, который обсуждается и поправки к нему, туда-сюда гоняет друг другу по электронной почте ограниченный круг лиц. Не хотелось бы верить в то, что прекрасный новый стандарт будет представлен широкой общественности только когда ничего в нем уже нельзя будет изменить. Нельзя - даже если детали документа будут противоречить здравому смыслу.
Даже если не будут нести ощутимую пользу реальным людям, имеющим проблемы со зрением.
Корреспондент «Новых Известий», ваш покорный слуга, пытался аккредитоваться на одно из заседаний по обсуждению ГОСТа видеоувеличителей. Просто в качестве слушателя, чтобы понять, о чем говорят эксперты и донести это до читателей.
- Формат мероприятия не предусматривает участия в нем журналистов, - ответили мне в пресс-службе ВОС.
Ну и как после такого не поверить в конспирологию?
В последние несколько лет у некоторых экспертов и самих слабовидящих только крепнет ощущение, что стандарты пишутся под продукцию одной из компаний, которая с завидной регулярностью выигрывает тендеры.