Posted 20 октября 2013,, 20:00

Published 20 октября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:49

Updated 8 марта, 04:49

«Это не слишком этично»

20 октября 2013, 20:00
В ближайшие дни осужденная участница Pussy Riot Надежда Толоконникова может быть переведена из колонии №14 Мордовии в другое исправительное учреждение. Пока же Толоконникову вернули из больницы в колонию №14, после чего заключенная вновь объявила голодовку. Голодовку Толоконниковой поддержала ее соратница Мария Алехина

Информацию о переводе Толоконниковой в одну из колоний Красноярского края распространил в пятницу член Совета по правам человека при президенте РФ Илья Шаблинский. «Это будет колония-поселение – режим немного изменится», – заявил правозащитник в эфире телеканала «Дождь», сославшись на одного из сотрудников центрального аппарата ФСИН.

Однако в минувший четверг Толоконникову перевели из ЛПУ-21, где она находилась последние две недели, обратно в колонию №14. Представитель ФСИН сообщил, что «стационарный курс лечения завершен» и теперь осужденная «будет находиться под дальнейшим амбулаторным наблюдением врачей медико-санитарной части №14». В пятницу в знак протеста против возвращения в свою бывшую колонию Толоконникова объявила голодовку. Во ФСИН подтверждают, что «заявление об отказе от приема пищи» от Толоконниковой получили.

В пятницу в Интернете было опубликовано письмо Толоконниковой, где она рассказывает о принудительном возвращении в ИК-14. Из письма следует, что возвращение началось с обмана: Толоконниковой обещали, что привезут ее в ИК-13, но доставили в ИК-14. «В ИК-14 меня ждет месть руководства колонии за правду, рассказанную мной об их конторе, и злоба и жестокость тех высокопоставленных зэчек, которых администрация планомерно весь мой срок настраивала против меня», – заявляет Толоконникова в письме.

Осужденная сообщает, что обращалась с требованием о переводе в другую колонию к директору ФСИН, начальнику мордовского управления ФСИН, в Генпрокуратуру и другие ведомства. «Я признаюсь: да, я опасаюсь за свою судьбу», – пишет заключенная. Она просит правозащитников помочь пациенткам ЛПУ-21, которые в своих колониях подвергались пыткам. Так, одна из женщин «за жалобы в прокуратуру и Уполномоченному по правам человека на ИК-2 год не вылезала из ШИЗО. Ее избивали и пытали холодом, специально открывая посреди зимы все двери. Мерзли и жаловались даже сами сотрудники, ее охранявшие. А она – в оранжевом платье и в трусах». Другая осужденная «передвигается с двумя тростями, очень медленно, согнувшись, она испортила себе здоровье в местах лишения свободы, села здоровой».

Уже через несколько часов после публикации письма разгорелся скандал. Оказалось, что письмо обнародовала побывавшая у Толоконниковой в пятницу бывший адвокат Pussy Riot Виолетта Волкова, от услуг которой Толоконникова отказалась после приговора. Действующий защитник Толоконниковой Дмитрий Динзе и ее муж Петр Верзилов усомнились, что Волкова имела законные основания посещать Толоконникову, и предположили, что она «действует по поручению федерального силового ведомства». Как сказано в «Твиттере» Петра Верзилова, Волкова якобы заявила Толоконниковой: «О тебе нигде не пишут и никто не интересуется твоей судьбой». Также она якобы предложила заключенной «действовать тихо, без скандала» и «использовать ее личные (Волковой) доверенные связи с руководством ФСИН».

Свою версию произошедшего изложила в блоге и Виолетта Волкова. Она утверждает, что встреча произошла по желанию Толоконниковой, которая находится в таком состоянии, что «когда ее видишь, возникает только одно желание: вытащить ее оттуда, накормить и наконец дать возможность выспаться».

В поддержку протеста Толоконниковой выступила и другая участница Pussy Riot Мария Алехина. В пятницу Автозаводский районный суд Нижнего Новгорода должен был рассматривать ее ходатайство о замене наказания на не связанное с лишением свободы. «Суд будет очень коротким. Вернее, суда не будет», – заявила Алехина перед началом заседания, когда конвой провел ее в «стакан» под робкие аплодисменты из судебного коридора. Как объявила затем Алехина, она приняла решение отказаться от своего ходатайства: «Не слишком этично идти на такой суд, когда другая осужденная голодает в больнице. Я остаюсь здесь до конца». Суд согласился, что процессуальных оснований для рассмотрения ходатайства Алехиной больше нет.

После заседания заключенная рассказала о порядках в нижегородских исправительных учреждениях: «Сейчас я на условия не жалуюсь. Но о нижегородских колониях вы еще не раз услышите. Я много раз видела, как женщин этапируют прямо с маленькими детьми, которые кричат и плачут». «Маша, вы получаете письма?» – поинтересовался пожилой мужчина. «Нет, те два от вас были единственными. Остальные сжигают сотрудники ФСИН», – сказала Алехина, после чего ее вывели из зала под те же жидкие аплодисменты.

"