Posted 20 октября 2009,, 20:00

Published 20 октября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:15

Updated 8 марта, 07:15

Красоте везде у нас дорога

Красоте везде у нас дорога

20 октября 2009, 20:00
По данным ученых из Университета Мичиган (США), красивые клерки зарабатывают на 5% больше своих менее эффектных коллег, а «середнячки» – на 9% больше откровенно некрасивых сотрудников. Психологи отмечают, что эта тенденция актуальна для всего мира, особенно в период кризиса. Соперников примерно одного профессионального

По данным опроса, проведенного компанией Superjob, 77% наших соотечественников считают, что привлекательная внешность является серьезным плюсом при трудоустройстве. На внешность при приеме кандидата на работу обращают внимание 82% работодателей. При этом работодатели не скрывают того, что у соискателей с хорошими данными больше шансов получить вакантное место.

Эксперты выделяют несколько главных стереотипов. Соискатель рабочего места вовсе не обязательно будет им соответствовать, но они настолько глубоко въелись в подсознание людей, что не учитывать их нельзя. «Скажем, человек с неприглядной внешностью относится к работе более добросовестно, чем красивый человек, – рассказала «НИ» социальный психолог Наталья Варская. – Привлекательные мужчины и женщины нередко ленивы и несерьезно относятся к работе, рассчитывая, что им все сойдет с рук. Это стоит учитывать как сотрудникам, так и руководству».

В ус не дуют

Стереотипами можно и нужно пользоваться, убеждены эксперты. «Например, лопоухость считается признаком простодушия, – пояснил «НИ» пластический хирург Дмитрий Слоссер. – Если вопрос нужно решить силовым методом, то человек предпочтет обратиться к милиционеру с выдающимся подбородком. Обладателя орлиного носа люди наделяют сильной волей, вздернутого – легкомысленностью, а носа-«картошки» – добротой. Короткая шея часто сочетается с приземистым, коренастым телом и символизирует силу, нередко упрямство. Важную роль играют и мимические морщины: вертикальные между бровями указывают на человека легко раздражающегося, который часто хмурится. У веселых, часто смеющихся людей ярче выражены морщины в уголках глаз и носогубные складки. От этих стереотипов люди могут сильно страдать. Но их можно очень выгодно использовать, если характер в действительности не соответствует внешности».

По мнению экспертов из «Американского института усов», американцы-усачи зарабатывают в среднем на 8,2% больше своих бородатых коллег, а гладковыбритых мужчин обгоняют на 4,3%. «Мужчины с растительностью на лице вызывают у работодателя больше доверия, – пояснил «НИ» психотерапевт Марк Сандомирский. – Густые усы и борода свидетельствуют о хорошем гормональном состоянии, значит, меньше вероятность того, что такой сотрудник будет часто болеть». В то же время психологи отмечают, что обладатели окладистой бороды или залихватских усов могут и пострадать. Бурная растительность на лице может также восприниматься как признак творческой личности, и потенциальный работник уже заранее получит ярлык «необязательный». «Бородатые мужчины на подсознательном уровне стараются доказать свою мужественность, они не уверены в себе», – считает Наталья Варская.

Люди с высоким, открытым лбом, с залысинами или вообще лысые ассоциируются с могучим интеллектом. А вот плохое зрение кандидату частенько не добавляет баллов. В моде – здоровье, и оправа с толстыми стеклами у претендента на престижную должность сообщает работодателю о том, что человек не настолько успешен, чтобы сделать операцию по коррекции зрения, и не настолько организован, чтобы регулярно носить линзы. «Очки никак не могут говорить ни об интеллектуальном уровне кандидата, ни о его организованности, – считает корпоративный психолог Эдуард Кизилов. – Это сказывается стереотип о таком чудаковатом, рассеянном профессоре, от которого страдают многие обладатели неважного зрения».

Веский аргумент

Не меньшее влияние на карьерный рост оказывает и телосложение работника, считают эксперты. По данным американских ученых из Мичиганского и Пенсильванского университетов, каждые 2,5 см роста «сверх» средних показателей прибавляют 1,8% к жалованью сотрудника. Исследователи компании Gallup полагают, что доход увеличится на 4%. Финские ученые считают, что рост в детстве может повлиять на зарплату: по результатам опроса почти пяти тыс. мужчин выяснилось, что те, кто быстро рос в первый год жизни, в дальнейшем зарабатывали куда больше своих «заторможенных» сверстников. Отметим, что речь идет не о баскетбольной команде, а о простых клерках. «Людям высокого роста легче заставить других подчиняться, – пояснил «НИ» Марк Сандомирский. – Поэтому при прочих равных условиях их скорее повысят в должности». Однако и спрос с такого «гулливера» будет больше, чем, допустим, с тщедушного юнца.

А вот для дам куда важнее не рост, а вес. По крайней мере, об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного в Университете Нью-Йорка. Согласно подсчетам экспертов, зарплаты полных дам меньше доходов их худощавых соперниц аж на 17%. «Около года назад я познакомилась с прекрасной кандидаткой на пост брэнд-менеджера, – рассказала «НИ» сотрудница одного из кадровых агентств Дарья Золотцева. – Мы общались с ней по телефону, и в разговоре она показала себя настоящим профессионалом. Однако компания не одобрила эту кандидатуру из-за того, что кандидатка была полновата».

Для представительниц прекрасного пола есть еще один корпоративный критерий – цвет волос. Согласно опросу, проведенному по заказу Garnier, женщины с темным цветом волос зарабатывают больше, чем блондинки и рыжеволосые. Кроме того, у брюнеток гораздо больше оснований рассчитывать на уважение со стороны коллег. Как объяснила эти результаты психолог-колорист Анджула Мутанда, дело в том, что оттенок волос с возрастом становится темнее, и поэтому каштановые локоны 76% мужчин ассоциируют с большим опытом, уверенностью и трезвостью ума.

Однако всецело полагаться на результаты исследований и ставить на себе крест не стоит, считают эксперты. Успешность того или иного типа внешности зависит от профессии. «Крупные по телосложению люди вызывают больше доверия, чем невысокие «доходяги», так что если в профессии очень важно произвести хорошее первое впечатление, то предпочтение отдадут респектабельному, крупному мужчине, – пояснил «НИ» Дмитрий Слоссер. – Считается, что полные люди добрее стройных, и если возникает взрывоопасная ситуация, мы обращаемся именно к толстячкам. А вот пластический хирург-амбал с крупными чертами лица и большими руками будет вызывать меньше доверия, даже если он настоящий мастер своего дела. Подсознательно люди все равно будут считать его каким-нибудь коновалом».

У работодателя есть выбор: на одну должность претендует и стар, и млад.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

Шефское счастье

Впрочем, шансы работника на повышение в должности зависят не только от формы его носа или показаний стрелки весов, но и от вкусов начальства. А предпочтения людей, занимающих руководящие должности, как считают эксперты, часто далеки от классических. «Проблема в том, что у нас в стране понятия «хороший вкус», «большие деньги» и «высокое положение» не всегда совпадают, – пояснила «НИ» психолог Розалия Васильева. – Достаточно посмотреть на ассортимент магазинов подарков «для тех, у кого все есть». Какие-то чудовищные массивные письменные приборы, которыми убить можно, аляповатые скульптуры. Это вульгарное наследие советских времен, когда главное, чтобы было «богато», проявляется во всем – начиная от манеры оформления рабочего кабинета и заканчивая критериями отбора сотрудников».

Интересным дополнением к мнению г-жи Васильевой могут служить результаты соцопроса, проведенного исследовательским холдингом Romir. Выяснилось, что чем богаче человек, тем меньше он замечает красивых женщин. Всего 1% среди обеспеченных респондентов посчитал, что за последние 15 лет в России появилось больше красавиц, тогда как среди граждан с низкими доходами таких нашлось 45%, а среди представителей «среднего класса» этого же мнения придерживаются аж 70%. Началась ли среди богатых россиян эпидемия близорукости или просто времени на рассматривание девушек остается не так много – сказать сложно. Ученые из Хельсинкского университета выяснили, что «гениев чистой красоты» действительно стало больше. Каждое поколение обладает более привлекательной внешностью, чем предыдущее. Кроме того, у красавиц на 16% больше детей по сравнению со среднемировым показателем, при этом чаще рождаются девочки.

Потому что нельзя быть красивой такой

С началом кризиса россияне начали искать не работу под стать себе, а менять себя – под работу. Интересно, что кавалеры в этом плане стали стремительно догонять дам. Число мужчин, которые добровольно легли под нож пластического хирурга, за последний год увеличилось как минимум в два раза. «Причем если раньше речь шла о самых распространенных операциях – на уши или нос, то теперь представители сильной половины человечества заказывают операции на веках или подтяжку лица, – рассказывает Дмитрий Слоссер. – Расчет их прост: чем моложе выглядишь, тем более ты конкурентоспособен в условиях кризиса».

Парадокс, но красивым россиянам и россиянкам приходится почти так же несладко, как и «сереньким мышкам». «На собеседование в компанию пришли две девушки: одна обладала по-настоящему модельной внешностью, очень красивая. Вторую можно было назвать симпатичной, но она была вполне заурядной, – поделился с «НИ» случаем из практики PR-менеджер одной из крупных рекрутинговых компаний Руслан Кокорев. – И на работу приняли вторую кандидатку, объяснив свой выбор тем, что первая соискательница привлекала бы все внимание к себе, а не к работе». Такой подход работодателей можно понять, но профессиональным его назвать никак нельзя. «Работодатель-мужчина может отказать квалифицированной кандидатке модельной внешности, опасаясь возникновения служебного романа или подозрений в таком романе, – рассказала «НИ» Розалия Васильева. – Например, у него может быть очень ревнивая супруга, которая требует набора исключительно сотрудниц-«крокодилов». Женщины-руководители, как правило, воспринимают девушек-подчиненных как соперниц. Соответственно, они набирают сотрудниц не красивее себя, но и не совсем уж дурнушек».

Какими бы ни были реальные мотивы, отказывать в месте из-за внешности и уж тем более прямо говорить об этом – незаконно, отмечают эксперты. «Работодатель легко может доказать, что причина отказа кроется в недостатке профессионализма или нехватке специфических навыков, даже если кандидат семи пядей во лбу, – рассказала «НИ» юрист, сотрудник Центра социально-трудовых прав Анна Гвоздицких. – Если есть подозрение, что на должность вы не попали именно из-за внешности, а никаких объяснений от несостоявшегося руководства не поступало, то необходимо зафиксировать факт обращения в компанию, сфотографировать объявление о приеме на работу, а также написать туда заявление с просьбой указать причину отказа. Если внятных объяснений так и не получено, то можно обращаться к юристу и добиваться ответа с его помощью».

ЧТОБЫ ПРОИЗВЕСТИ ВПЕЧАТЛЕНИЕ НА БОССОВ, ШВЕДСКИЕ БЛОНДИНКИ ПЕРЕКРАШИВАЮТСЯ В БРЮНЕТОК

Скандинавские страны – последний заповедник светловолосых людей на планете, которые (к такому выводу приходят многочисленные исследователи) постепенно исчезают, уступая место брюнетам. Тем не менее для многих шведских, норвежских и датских блондинок их «эксклюзивный» цвет волос является настоящей драмой. Исследование, проведенное компанией по изучению потребительских привычек Henkel, показало, что более 10% шведских брюнеток на самом деле являются природными блондинками. Особенно часто красят волосы в темные тона молодые женщины. Одна из распространенных причин «смены цветов» – стремление сохранить за собой рабочее место в нынешние тяжелые времена массовых сокращений. Блондинки считаются глуповатыми «бимбо», у которых на уме одни наряды и секс. Брюнетки, напротив, воспринимаются как серьезные и интеллигентные особы. Этому предрассудку подвержены до 60% мужчин, которые, как известно, доминируют среди шефов. Итог такой оценки деловых качеств сотрудников печально известен: первыми «на выход» часто просят натуральных блондинок. Вот они и вынуждены маскироваться.
Еще одна группа скандинавских несчастных – выходцы из южных стран, обладающие, как правило, длинными носами. «Долгоносикам» тяжело устроиться на работу, даже если они полностью интегрированы в общество, говорят на чистом шведском (датском, норвежском) языке и сменили имя Абдулла на Свен. Носы выдают в них «чужаков», которых неохотно принимают на службу. Выход из тупика найден – пластические операции. Скандинавские газеты регулярно сообщают о мужчинах и женщинах – иранцах, арабах, итальянцах, вынужденных ложиться под нож хирурга ради того, чтобы полностью слиться с аборигенами.
Алексей СМИРНОВ, Стокгольм


В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ДАЖЕ ПОСУДОМОЙКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ МОЛОДЫМИ И КРАСИВЫМИ

В азербайджанских газетах нередко можно встретить объявления типа: «Ресторану требуется женщина-посудомойка в возрасте до 25 лет, приятной наружности». 42-летний Самир, директор одного из престижных бакинских ресторанов так прокомментировал «НИ» подобные факты: «К нам довольно часто заходят пообедать или поужинать иностранные клиенты, причем некоторые хотят, чтобы я им показал кухню. Зачем им и мне видеть какую-то старуху Изергиль, которая скрюченными пальцами моет посуду?»
Приятная внешность и молодость облегчают прием на работу даже в такие места. О профессиях актеров, певцов, стюардесс, моделей и секретарш – разговор особый. Но владельцы любых объектов, работа которых связана с оказанием услуг, и особенно с торговлей предметами роскоши, стараются нанимать сотрудников и сотрудниц с привлекательной внешностью. Самир объяснил, почему у него все официантки не только хорошенькие, но и стройные: «Посетители смотрят на них и думают: раз они тут работают, едят и остаются худыми, то и я, если закажу еще порцию, не поправлюсь».
36-летний Анар, который 2,5 года был начальником одной из бензозаправочных станций, признался «НИ»: «Когда приходилось кого-то из персонала менять, я следил, чтобы новые работники своим внешним видом не отталкивали клиентов. Я, например, запрещал носить бороду и усы. В большинстве случаев покупателю сначала должно понравиться, как с ним работает продавец, то есть внешний вид и хорошие манеры нельзя недооценивать. Только потом клиент смотрит на качество товара или услуги и на название фирмы».
Рафаэль МУСТАФАЕВ, Баку


Вы готовы расстаться с усами и бородой ради карьеры?

Амаяк АКОПЯН, актер, иллюзионист:
– Усы я ращу с 17 лет в свободное от работы время. Правда, когда я поступал в ГИТИС, то мне пришлось их сбрить: лицо должно быть чистым, чтобы легче было «лепить» образ из начинающего актера. С усами я себя чувствую более мужественным и элегантным. Знакомым говорю, что для меня они – своеобразный локатор, который помогает подключаться к космосу. Я согласен с тем, что усатые мужчины удачливее по жизни, нежели безусые. По крайней мере, мне усы помогли сделать карьеру и стать личностью. Сейчас я не могу себя представить без них. Конечно, среди многих мужчин популярнее легкая щетина, но я считаю, что это выглядит некрасиво и неопрятно.

Роман ТРАХТЕНБЕРГ, теле- и радиоведущий, шоумен:
– Я хожу с бородкой уже 15 лет. Для меня она – часть моего образа. Порекомендовал отрастить бородку мне мой стилист, а поскольку мне лень бриться каждое утро, я с радостью поддержал эту идею. С этой деталью моего образа связана любопытная история, которая произошла лет 12 назад. Посетителю одного мероприятия не понравилась моя, как он выразился, козлиная бородка. Я сказал, что готов сбрить ее за тысячу долларов. Мы устроили аукцион, и в результате моя борода «ушла» за полторы тысячи долларов. Таким образом гипотеза о том, что мужчины с растительностью на лице зарабатывают больше, подтвердилась. На самом деле я только и жду подходящего повода, чтобы расстаться с бородой навсегда – надоело зависеть от парикмахерских. Если бы мне предложили хорошую «безбородую» роль в кино, я бы специально для этого побрился.

Григорий ОСТЕР, детский писатель:
– Ради карьеры расстаться с усами я не готов, даже если бы меня назначили, к примеру, Генеральным секретарем ООН. Я мог бы сбрить усы только ради благополучия своей семьи. Конкретно – если бы мне предложили сумму, соизмеримую с ценами на квартиры в Москве для моих детей. Или за деньги, которые необходимы для помощи моим близким друзьям, если она им потребуется.
Опрос провели Лариса БОЧАРОВА, Егор ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ

"