Posted 20 сентября 2004,, 20:00

Published 20 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Они утонули

Они утонули

20 сентября 2004, 20:00
Командующий Балтфлотом адмирал Владимир Валуев подвел итоги недавнего участия российских кораблей в торжествах, посвященных 100-летию подводных сил Швеции. Семьи моряков с огорчением узнали, что шведская сторона вновь обошла щекотливый вопрос о причинах гибели в годы Второй мировой войны почти сорока советских подводны

В водах Балтики покоятся 38 из 65 субмарин, бывших в годы Великой Отечественной в составе советского Военно-морского флота. Шестьдесят лет родственники членов экипажей остаются в неведении насчет подробностей и точного места гибели своих отцов и дедов. Координаты двух потопленных субмарин стали известны в последнее время. Сначала шведскими ныряльщиками у маяка Садедарм была обнаружена советская подводная лодка С-7, потом пресса широко комментировала новую находку любителей подводных приключений. Близ острова Эланд трое аквалангистов искали потопленный в 1916 году пароход «Никомедия» и наткнулись на неизвестную субмарину. Ведущий эксперт Швеции по затонувшим судам Бьерн Окерлунд поспешил сделать вывод: это русская «Львица» времен Первой мировой. Но уже через несколько недель эксперт сообщил о том, что аквалангисты нашли на морском дне латунную букву «С», и потому речь надо вести о советской средней подводной лодке С-4.

Вице-председатель московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий с этой версией не согласился. Во-первых, буква «С» есть и в русском, и в латинском алфавитах. Во-вторых, документально подтверждено, что свое последнее боевое задание С-4 выполняла в районе Данцигской бухты и затонула в ночь на 7 января 1945 года, попав под таранный удар немецкого эсминца Т-33. Координаты гибели С-4 хорошо известны на Балтфлоте – они на целых 200 миль южнее острова Эланд и много лет являются местом отдания почестей нашими кораблями.

Однако вскоре в шведской печати была опубликована фотография рубки той самой затонувшей субмарины с буквой «С» и цифрой «8». Это уже тянуло на сенсацию. Считалось, что подлодка С-8 под командованием старшего лейтенанта Ильи Брауна подорвалась на мине при форсировании западной части Финского залива. Дату ее предположительной гибели обозначили периодом с 12 по 14 октября 1941 года. В своем донесении командир бригады подводных лодок капитан 2 ранга Трипольский сообщал Военному совету: «11 октября 1941 года ПЛ «С-8», сопровождаемая эскортом БТЩ и катерами МО, вышла с о. Гогланд для следования на позицию. После меридиана маяка Кери лодка действовала самостоятельно, и с этого момента ни одного радиодонесения с нее не поступало. Срок пребывания подлодки на позиции, из расчета автономности, истек 8 ноября 1941 года. Но ПЛ «С-8» из похода не возвращалась. Считаю, что подлодка погибла на переходе от 25-го меридиана до устья Финского залива и ходатайствую об исключении ПЛ «С-8» из списков бригады подлодок КБФ».

Последняя находка указывала на то, что С-8 потопили в шведских территориальных водах. Но кто? Ведь Швеция во Вторую мировую сохраняла нейтралитет. Во время визита командующего Балтийским флотом адмирала Владимира Егорова (ныне главы администрации Калининградской области) в Стокгольм ему была передана кассета с подводными съемками, сделанными на месте гибели советской подводной лодки шведским аквалангистом Юханом Кендертом. Видеозапись направили в ЦНИИ Минобороны России, где она и была исследована с участием специалистов из КБ «Рубин». Ученые и военные моряки смогли установить, что подводная лодка была надвое расколота мощным взрывом. Для установления более точных причин и обстоятельств гибели ПЛ необходимо более детальное обследование. Оно было запланировано на время проведения совместных российско-шведских учений в Балтийском море. Предполагалось, что в них примут участие по 8 российских и шведских кораблей. На завершающем этапе российское спасательное судно СС-750 в месте гибели подлодки у острова Эланд спустит подводные аппараты – и тайна субмарины откроется. Однако за два месяца до начала учений шведская сторона в одностороннем порядке, как заявили официальные лица, «ввиду нарушений Россией прав человека в Чечне», перенесла маневры на неопределенный срок. Власти не только не разрешили нам заниматься исследованием морского дна в районе гибели лодки в своих территориальных водах, но запретили это делать и своим аквалангистам.

Автор этих строк встречался с Маркосом Рюнесоном и Матсом Карссоном, обнаружившими останки подлодки возле острова Эланд. На мой вопрос, почему они не смогли ничего поднять со дна или снять маркировку на видео, дабы подтвердить, что это действительно С-8, ныряльщики не очень убедительно ответили: лодка, мол, затянута илом, поднять что-то вручную трудно. Тем временем в шведской печати появились сообщения со ссылкой на участников событий времен войны: заблудившуюся советскую подлодку потопили... сами шведы. По ошибке.

Комментировать это сообщение министр обороны Швеции Бьерн фон Сюдов отказался, дипломаты тоже уклонились от ответа. Вопрос о том, почему шведы до сих пор препятствуют детальному расследованию обстоятельств гибели наших подводных лодок на Балтике, остается открытым.

Семьи героев-подводников не оставляют надежды узнать правду о гибели родных. Отец калининградца Геннадия Рябинина тоже погребен в водах Балтийского моря. Недавно Геннадий участвовал в церемонии возложения венков на месте гибели советской подводной лодки у острова Эланд. «Конечно, специалисты лучше знают, какая лодка там лежит, – говорит он. – Но ведь и среди них нет единого мнения. Мы просто обязаны продолжать поиски – и в архивах, и в экспедициях. Это не по-человечески – оставить все как есть. За каждым белым пятном в истории – судьбы. Не только тех, кто погиб в пучине, но и наши. Субмарины гибнут и в мирные времена, и все расследования должны доводиться до последней точки».




Крым отмечает 150-летие начала Крымской войны

"