Posted 20 августа 2007,, 20:00

Published 20 августа 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:38

Updated 8 марта, 08:38

Приют для шедевра

Приют для шедевра

20 августа 2007, 20:00
Московские власти объявили о строительстве нового фондохранилища на юге столицы. Отвести его собираются под запасники музеев и частных коллекционеров, которые не имеют возможности обеспечить достойные условия для хранения экспонатов. Там, по мнению городских чиновников, шедевры будут надежно защищены от грабителей и ра

К строительству единого фондохранилища муниципалитет подтолкнул громкий скандал с кражами из Эрмитажа в прошлом году. По словам мэра Москвы Юрия Лужкова, государство не может обвинять музейщиков, поскольку во многих наших хранилищах просто нет условий для нормального содержания художественных коллекций. Решить проблему сможет единое фондохранилище, которое в ближайшее время должно появиться в Южном округе столицы, недалеко от усадьбы Царицыно, на территории бывшего стекольного завода.

«Площадь под фондохранилище планируется отвести огромную: более 100 тыс. кв. метров, – рассказала «НИ» пресс-секретарь Московского государственного объединения музея-заповедника Марина Цатурова. – Сигнализация, поддержка необходимого климата, специальные стеллажи – все будет сделано по европейским стандартам. Здесь найдется место для всех столичных музеев, даже таких крупных, как Третьяковская галерея или Пушкинский музей. Впрочем, их хранилища вполне современны и, скорее всего, главными клиентами единого фондохранилища будут небольшие, малоизвестные музеи и частные коллекционеры. На Западе такая система применяется повсеместно».

Единое фондохранилище крайне необходимо городу, в один голос говорят музейщики. За время советской власти огромное количество частных коллекций было обобществлено. В результате в государственных музеях скопилось огромное количество шедевров, с хранением и размещением которых большинство из них просто не справляются. Впрочем, сейчас и частные коллекции, насчитывающие по 300–500 работ великих мастеров, испытывают те же трудности. «После смерти известного художника Эдуарда Гороховского осталось довольно большое количество офортных досок, – рассказала «НИ» куратор галереи «Файн Арт» Ирина Филатова. – Его вдова хотела бесплатно сдать их в Третьяковскую галерею, но там не оказалось достаточно места и нужных условий. Несколько работ согласился принять только Русский музей в Санкт-Петербурге, но и они ограничились всего 2–3 досками. Появление единого хранилища будет в этой ситуации настоящим спасением для многих».

Впрочем, назвать строительство фондохранилища панацеей от всех бед музейщики не спешат. «Если место там будет платным, воспользоваться им смогут далеко не все, – пояснили «НИ» в Государственном литературном музее А.С. Пушкина. – Многие столичные музеи сейчас стоят с протянутой рукой. Кроме проблем с обеспечением нормальных условий для экспонатов, у них, как правило, катастрофически не хватает денег. Получается некий замкнутый круг: место для хранения экспонатов появится, но возможности оплачивать аренду у администрации – нет».

«Среди частных коллекционеров и галерейщиков встречаются богатые люди, которые смогут себе позволить дополнительные расходы. Однако, к примеру, я не рассчитываю стать клиентом единого хранилища. У меня просто нет на это денег», – посетовала Ирина Филатова.

Независимые эксперты считают, что строительство пригодного для сохранения шедевров здания – полдела. Муниципалитету крайне важно разработать механизм взаимодействия между городом и музеями, заявляют они. «Вопрос о передаче на хранение предметов искусства требует очень деликатного подхода, – объяснил «НИ» председатель комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович. – Каждую отдельную коллекцию, отдельный шедевр следует рассматривать индивидуально. К сожалению, у нас до сих пор не хватает опыта в таких делах. Если власти накрутят цены на хранение предметов искусства, думаю, это в самом деле может отпугнуть многих клиентов».

По мнению Евгения Бунимовича, денежный вопрос можно было бы решить частично за счет бюджета самого города. «Огромное количество шедевров, достойно таких затрат. Ведь это вопрос не только столичного, но общенационального масштаба», – заключил г-н Бунимович.

"