Posted 20 августа 2003,, 20:00

Published 20 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Возврат к террору

Возврат к террору

20 августа 2003, 20:00
Взрыв в иерусалимском автобусе организовал имам мечети

В результате взрыва, прогремевшего в Иерусалиме во вторник вечером, 20 человек погибли, более 100 получили ранения. Взрывотехники установили, что мощность взрывного устройства составила не менее пяти кг. Бомба была усилена металлическими осколками. Это самый кровавый теракт за все три года интифады. Корреспондент «НИ» побывал на месте трагедии.

О теракте в автобусе на улице Шмуэль ха-Нави я услышал в машине по радио, когда въезжал в Иерусалим. Тут же развернувшись, попытался проехать к месту взрыва, но въезд уже был перекрыт полицией. Пришлось идти пешком…

…Я вышел к улице Шмуэль ха-Нави и встал как вкопанный. Передо мной предстала картина едва ли не конца света. У обочины резко накренившись стоял полностью сгоревший автобус, который в России называют «гармошкой». У автобуса не было ни крыши, ни задней стенки. Она с неповрежденным указателем маршрута – № 2 – валялась поодаль, рядом с автобусом на земле лежали пластиковые мешки с трупами пассажиров. Сразу же бросился в глаза их размер. Некоторые были очень маленькими. Позже я узнал, что в этих мешках были дети, в некоторых даже младенцы.

Ронен, санитар одной из машин скорой помощи, которая эвакуировала раненых в иерусалимские больницы, рассказал мне, что по прибытии на место трагедии, среди груды мертвых тел они нашли месячного ребенка, совершенно невредимого. Его отец и мать, прошитые осколками, лежали рядом. Вероятно, каким-то чудом родителям в последний момент удалось прикрыть младенца своими телами. Еще одна полуторамесячная малышка была ранена в живот. Ее родители отыскались в больнице.

По словам начальника полиции Иерусалимского округа генерала Мики Леви, на месте погибло 20 человек, среди них шестеро детей в возрасте от 3 месяцев до 4 лет. Автобус был переполнен пассажирами, в основном ультраортодоксальными евреями, возвращавшимися с вечерней молитвы у Стены Плача в квартал Ме Шеарим. При взрыве получил повреждение и оказавшийся рядом автобус № 19. Всего ранено было 134 человека. Из них двое (мать и малолетняя дочь) находятся в критическом состоянии, 9 ранены очень тяжело и 11 тяжело.

Ответственность за взрыв вначале взял на себя «Исламский Джихад». Представитель этой сравнительно небольшой, но тщательно законспирированной радикальной организации заявил, что «Теракт в автобусе № 2 – месть за недавнее убийство израильскими солдатами руководителя отделения «Исламского Джихада» в Хевроне Мухаммеда Сидра». Однако после того как израильские спецслужбы идентифицировали останки смертника, в причастности к теракту признался и ХАМАС. В самом деле деваться было некуда. Взрыв в автобусе осуществил активист ХАМАСа 29-летний Абдель Хамид Рассек. Примечательно, что он был отцом двоих детей, учителем по профессии и одновременно имамом в мечети в Хевроне.

Обращает на себя внимание время, выбранное террористом для взрыва. С одной стороны, он, несомненно, хотел убить и ранить как можно больше евреев. Поэтому и сел в переполненный автобус. С другой, именно в это время палестинский премьер Махмуд Аббас совещался с лидерами ХАМАСа и «Исламского Джихада». По мнению депутата Кнессета Романа Бронфмана, «сегодня в радикальных исламских организациях победили силы, противостоящие новой палестинской администрации во главе с Махмудом Аббасом». В беседе с корреспондентом «НИ» Бронфман сказал, что ответ Израиля на последний теракт в Иерусалиме должен быть «весомым», но не чрезмерным, «в противном случае правительство Аббаса может пасть, а именно этого и добиваются радикально настроенные палестинские командиры».

Палестинский премьер осудил теракт в Иерусалиме, выразил соболезнования родным и близким погибших, а раненым пожелал скорейшего выздоровления. Вчера он провел совещание с представителями силовых структур, на котором потребовал предоставить конкретные планы по обезвреживанию тех, кто нарушает «гундну» (по-арабски временное перемирие) с израильтянами.

Нельзя не заметить, что израильские спецслужбы предупреждали Шарона о готовящихся терактах. Более того, глава «Шабака» (службы общей безопасности) Ави Дихтер и глава «Амана» (военной разведки) Аарон Зееви-Фаркаш выступили против предложения израильского премьер-министра и поддержавшего министра обороны Шауля Мофаза о дальнейшей передаче под контроль палестинцев ряда городов и населенных пунктов. Более того, Зееви-Фаркаш продемонстрировал документы, доказывающие причастность Арафата к планированию и финансированию терактов. Одновременно он подчеркнул «неготовность Аббаса и его администрации противостоять «раису» (президенту – прим. В.Б.) Арафату». Министр транспорта Авигдор Либерман, известный своими радикальными взглядами, выступая в эфирах русскоязычных теле- и радиоканалов, потребовал от премьер-министра Шарона «стереть в порошок резиденцию Арафата в Рамалле». Однако ему возразил депутат Кнессета Эфраим Снэ, заявивший, что «направляя всякий раз обвинительный перст на Арафата, мы поднимаем его авторитет на палестинской улице, которая видит в нем героя».

Министр юстиции Томи Лапид назвал теракт в Шмуэль ха-Нави «стратегическим мегатерактом» не только из-за огромного количества жертв. Лапид считает, что этот взрыв продемонстрировал полную беспомощность палестинских властей и чудовищный цинизм тех, кто, провозглашая свою приверженность временному перемирию, на самом деле и не думают его соблюдать.

Сразу же после теракта Израиль отменил намеченные встречи с палестинскими представителями. Все города автономии взяты в плотное кольцо окружения. Несомненно, на состоявшемся вчера чрезвычайном заседании израильского правительства, шла речь о мерах военного характера против инфраструктуры террора. Однако по данным источников из ближайшего окружения Шарона, Израиль продолжит путь по «Дорожной карте», разработанный международным квартетом (США, Россия, ООН, Евросоюз). Выход из «гундны» даже не был поставлен в повестку дня заседания израильского правительства.

"