Posted 20 июля 2015,, 21:00

Published 20 июля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:28

Updated 8 марта, 03:28

Горе-бизнес

Горе-бизнес

20 июля 2015, 21:00
На днях молодежное объединение партии «Яблоко» обратилось к властям с требованием пресечь вовлечение несовершеннолетних в лжеволонтерство. Молодых парней и девушек, которые предлагают прохожим помочь детям «не отходя от кассы», можно встретить сегодня на улицах многих российских городов. К сожалению, на реальную помощь

Полуторагодовалому Никите Сосновскому в мае этого года собирали деньги на лечение глаз в Швейцарии. Сбор средств для мальчика был организован благотворительным фондом «Бумажный журавлик». Фонд семье помог. Сейчас на сайте официально сказано, что сбор закрыт.

Однако имя Никиты начали активно использовать люди, решившие заработать на чужом горе. «Мне даже звонили из Санкт-Петербурга и обещали заявить на меня в полицию за то, что я якобы плачу ребятам, которые для моего сына собирают деньги на улицах. Мало того что я не в курсе, так еще и прохожим дают номер Санкт-Петербурга, на котором стоит переадресация на мой ростовский номер. Получается, что человек попадает на настоящую маму ребенка и верит обманщикам. Я столкнулась уже с несколькими случаями подобного мошенничества», – рассказала «НИ» мама Никиты Елена Сосновская.

Лжеволонтеров, зарабатывающих на Никите Сосновском, удалось зафиксировать участнице городской общественной организации «Ночлежка» Владе Гасниковой. Девушка увидела у станции питерского метро «Пионерская» двух парней, которые предлагали прохожим цветы из шариков в обмен на благотворительный взнос. На футболках ребят было написано «Дети – цветы жизни». Парни заявили, что собирают деньги для Никиты Сосновского и якобы его мама их лично об этом попросила. «Включаю камеру – один парень, сняв фирменную футболку, убегает. Второй тоже торопливо удаляется в сторону Удельного парка», – написала девушка на своей странице в социальной сети «ВКонтакте».

Подобные «благотворительные» сборы средств можно все чаще увидеть на улицах городов России. Особенно лжеволонтеры активизируются в теплое время года, когда работать на свежем воздухе гораздо комфортнее. Обычно к прохожему подбегает молодой человек, часто несовершеннолетний, и настойчиво предлагает купить шарик, браслет или ручку за сумму примерно от 50 до 200 рублей, объясняя, что деньги пойдут на помощь детям.

Нередко у них имеются при себе даже документы, часть из которых, естественно, ненастоящие. Однако люди в большинстве своем даже не спрашивают, куда направляются собранные средства. В итоге обманщики кладут их себе в карман, а прохожий уходит довольный своим «добрым делом». Конечно, находятся и те, кто начинает задавать вопросы сборщикам, пытаясь узнать, кому нужна помощь. В этом случае реакция бывает различной – лжеволонтеры либо ссылаются на какого-нибудь ребенка, детский дом или фонд, либо упрекают вас в бессердечии. А часто они попросту ретируются.

Корреспондент «НИ» сама не раз встречала таких «волонтеров» в Москве. В прошлом году в номере нашей газеты от 24 сентября 2014 года вышла статья на эту тему, однако этим летом активность обманщиков сильно возросла. Молодых людей с шариками или различными безделушками можно встретить чуть ли не каждый день на ВДНХ, Старом и Новом Арбате, у Чистых прудов, на Тверской, рядом с другими станциями метро и на территориях популярных парков. В этом году корреспонденту «НИ» уже пришлось столкнуться с лжеволонтерами у станции метро «Аэропорт», а также на ВДНХ. В первом случае за 100 рублей предлагали приобрести светящийся браслет, а во втором – цветок из шарика за 150 рублей.

В Санкт-Петербурге таких благотворителей в этом году оказалось так много, что активные жители города даже создали группу в социальных сетях, которая так и называется: «Цветы жизни. Остановим лжеволонтеров!».

«В свое время я работала волонтером, и за это время у меня сложился определенный круг общения в этой среде. Ребят с шариками и браслетами я видела давно, но с осени прошлого года их появилось уж очень много, и они начали вести себя довольно навязчиво. Мне, как человеку, близкому к сфере благотворительности, стало ясно: что-то тут не так», – рассказала «НИ» создатель группы, член общественной организации «Наблюдатели Петербурга» Инна Сергиенко. Несколько раз она даже попыталась добиться внятных объяснений, куда и кому пойдут собранные средства, требовала документы. «Внятных ответов я не получила. Зато один раз ко мне подошли юноши криминального вида, которые показали кулаки и пообещали проблемы, если я не отстану», – рассказывает активистка. Подобная дискредитация благотворительности г-же Сергиенко не понравилась, и она решила начать с ней борьбу. Позже к ее инициативе подключились и другие.

Инне Сергиенко уже довелось пообщаться и с «волонтерами», и с их координаторами. Они сообщили, что часто из собранных денег на благотворительность перечисляется лишь 10–15% дохода. Еще небольшой процент получают сами сборщики. «В Москве и Санкт-Петербурге ребята получают 20% (1–2 тыс. рублей) от ежедневной выручки, а в регионах, например в Саратове и Волгограде, 10%», – рассказал «НИ» гражданский активист и волонтер, один из администраторов группы Михаил Лебедев. Ему довелось познакомиться с одним из организаторов подобных акций. «Этот молодой человек стал одним из первых так зарабатывать в Санкт-Петербурге. Правда, из собранных средств он действительно перечисляет где-то 15% дохода на благотворительные цели, зато все остальное кладет себе в карман. Для него это бизнес», – рассказал г-н Лебедев.

«Нередко они заявляют, что действуют от имени существующих фондов, а фонды об этом даже не знают. У нас был случай, когда деньги собирали для уже умершего мальчика из Рязани. Лжеволонтеры давали интересующимся реальный телефон мамы, а та сообщала, что ее сын умер, после чего женщине приходилось выслушивать обвинения в мошенничестве. Мы хотели, чтобы мама обратилась в полицию, но у нее и так горе, а для написания заявления пришлось бы ехать в Санкт-Петербург», – поведала Инна Сергиенко.

По словам Михаила Лебедева, в отделениях полиции на людей, приходящих с жалобами на лжеволонтеров, реагируют по-разному: «Часто они не рады новому заявлению, так как расследование дела может затянуться. В целом на более высоком уровне, чем рядовые полицейские, есть понимание, что эту проблему нужно решать. Однако полиция согласна трактовать это все как административное правонарушение (статья 14.1 «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения»), а мы же считаем, что нужно наказывать уголовно. Хотя бы за неуплату налогов и вовлечение несовершеннолетних в подобный бизнес». Михаил Лебедев советует каждому неравнодушному гражданину, если он видит лжеволонтеров, обязательно обращаться в полицию: «Чем больше будет заявлений – тем активнее этим начнут заниматься».

«НИ» отправили запросы в пресс-службы МВД России, ГУ МВД по Москве и Санкт-Петербургу. Там пообещали прислать ответ в течение ближайших дней.

Ситуация не устраивает не только различных городских активистов, но и благотворительные фонды, именами которых часто прикрываются молодые люди. Мошенники используют такие имена, как «Подари жизнь», «Теплый дом», «Мы вместе», «Всем миром», «Помоги.орг», «Петербургские родители» и так далее. На сайте фонда «Теплый дом» сейчас даже размещено предостережение о мошенниках: «Официально заявляем: в настоящее время мы не имеем никакого отношения к продаже воздушных шариков, это не наши волонтеры. И также мы не собираем и никогда не собирали денег на лечение детям или взрослым. Пожалуйста, будьте внимательнее, если хотите сделать доброе дело. Задавайте вопросы тем людям, которые предлагают вам сделать пожертвование!»

А между тем на сайте молодежной биржи труда Санкт-Петербурга размещено объявление о вакансии промоутера с зарплатой от 1 до 3 тыс. рублей в день от имени «Теплого дома». Там сказано, что молодые люди от 14 лет должны продавать шарики около метро, а часть вырученных денег пойдет в фонд.

«Сегодня в Перми таких ребят нет. Появлялись люди с ящиками или в красивых футболочках, которые просто собирали деньги, без обмена на что-либо. В какой-то момент были люди, которые представились именем фонда. Мы проверили фонд, и у нас появилось много вопросов к его отчетности. В итоге полиция один раз массово забрала этих ребят до выяснения личности, и они исчезли с наших улиц», – рассказал «НИ» учредитель фонда «Дедморозим» Дмитрий Жебелев.

Серьезные и уважающие себя фонды подобным образом деньги на улицах собирать не станут, разве что в виде заранее объявленных публичных акций с обязательной отчетностью после. Бывает, что новые и молодые фонды пользуются таким способом, но он далеко не лучший.

«Для меня это больная тема, так как подобные лжеволонтеры дискредитируют саму идею благотворительности, а также имя нашего фонда», – сказал «НИ» президент благотворительного фонда «Вместе» Станислав Гришин. Он уверен, что нужно менять законодательство – запрещать благотворительным фондам работать без лицензии и собирать деньги просто передачей их из рук в руки, ведь в этом случае отсутствует контроль над тем, куда они идут.

"