Posted 20 июля 2006,, 20:00

Published 20 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:01

Updated 8 марта, 09:01

Уникальный выставочный комплекс России

Уникальный выставочный комплекс России

20 июля 2006, 20:00
110 лет назад, 27 мая 1896 года, в Нижнем Новгороде торжественно открылась Всероссийская промышленная и художественная выставка, ставшая XVI по счету смотром, организованным царским правительством.

Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде стала крупнейшим смотром дореволюционной России. Подготовка к нему, начатая еще в 1893 году, была возложена на особую комиссию под председательством министра финансов С.Ю. Витте. Выставка задумывалась как чисто национальная по своему характеру: экспонаты должны были быть изготовлены в России. Исключение допускалось только для художественных произведений, которые могли быть выполнены за рубежом, но непременно русскими художниками. Общее количество участников этого смотра, которые собрались со всех уголков России, достигло 8562 человек.

Отличием этого смотра от всех правительственных мероприятий подобного рода было проведение его в провинции, где «уровень края стоит на сотни лет ниже того, что представляла в общетехническом прогрессе Всероссийская выставка 1896 года». Чтобы почувствовать, чем она стала для Нижнего Новгорода, обратимся к впечатлениям современников: «Никогда и ни в какой столице мира выставки не могут быть таким поражающим явлением, как в нашей провинции… Выставка в провинции должна была действовать на население Волги, как звон колоколов, бьющих в набат среди деревенского затишья...»

Гигантский выставочный комплекс раскинулся на низком левом берегу Оки за пределами города на площади 84 га. Территория выставки имела железнодорожные подъездные пути, что значительно упрощало доставку экспонатов со всех концов России. Была устроена и пассажирская железнодорожная станция. Размеры выставочной территории потребовали создания и внутреннего транспорта – электрической железной дороги длиною около 4 км и катальных кресел. Четкая планировочная структура выставки отражала тематическое деление экспозиции. Вся территория состояла из нескольких больших зон, плавно переходящих одна в другую: парадная входная зона, слева от которой находился павильон художественного отдела, а справа – павильон Средней Азии; все правое крыло – машинный и инженерно-строительный отделы; центральное ядро – мануфактурный, ремесленный, горный отделы, и вся задняя часть – различные отрасли сельского хозяйства. В южной угловой части на площади в 3 га размещался комплекс строений «Огнестойкого поселка», выполненный из пустотелых бетонных камней и сыгравший в дальнейшем важную роль в развитии сборного железобетона в нашей стране. Впервые на территории выставки воздвигли колонию из домов-вагончиков для приезжих на 1750 мест.

Пришлось провести большой объем работ по благоустройству и озеленению громадной территории, для него было выращено около миллиона цветущих и ковровых растений. Специальная выставочная комиссия руководствовалась мотивами классического издания Рассине – сборником садово-парковых орнаментов различных стилей всех эпох. Самые роскошные цветники располагались перед павильоном художественного отдела (в стиле ренессанс) и павильоном среднеазиатского отдела (в арабском и персидском стилях). Основные работы по озеленению выставки выполнила московская фирма «Э. Иммер и сын». К этому надо добавить массу декоративных скульптур, ваз, ажурных беседок и других малых архитектурных форм, разбросанных по всей территории. Таким образом выставка превратилась в своеобразным ансамбль, где общие объемно-пространственное решение, архитектура павильонов, малых форм и искусственно созданного ландшафта слились в синтетически решенную художественную среду.

Композиционным ядром ансамбля стало огромное металлическое здание центрального павильона, сохранившееся от предыдущей Всероссийской выставки 1882 года в Москве (архитекторы А.Г. Вебер и А.С. Каминский). Оно было демонтировано, перевезено в Нижний Новгород и вновь собрано, став выше почти на три метра за счет каменного цоколя. Вокруг центрального здания разместилось более 170 павильонов, из них 50 казенных, а остальные принадлежали частным фирмам и владельцам. В проектировании этих сооружений принимали участие известные русские зодчие, такие как А.Н. Померанцев, Л.Н. Бенуа, В.В. Суслов, В.С. Шервуд, И.П. Ропет, Р.Ф. Мельцер, А.И. фон Гоген и другие. Общее руководство строительством осуществлял молодой петербургский архитектор В.П. Цейдлер. Он же являлся и автором проекта входной зоны и художественного оформления всего ансамбля.

Выставка стала большой экспериментальной строительной лабораторией. Первый в России арочный мост из монолитного железобетона пролетом 32 м построен здесь по проекту инженера А.Ф. Лолейта. Экспозиционные задачи требовали создания крупных выставочных зданий павильонного типа с хорошей естественной освещенностью и с применением большепролетных конструкций. Подлинно новаторские архитектурные формы на основе пространственных конструкций из железа создал замечательный русский инженер В.Г. Шухов. По его проектам было построено девять павильонов с использованием сетчатых, сводчатых и висячих конструкций, не имевших аналогов в мировой практике и почти на полстолетия опередивших начало их массового применения.

Монтаж этих зданий был произведен всего за четыре месяца из типовых элементов, полностью изготовленных на московском заводе А.В. Бари. Вес такого покрытия и стоимость его в три раза меньше обычного – по фермам. Большое свободное пространство и равномерное освещение интерьера создавали хорошие условия для размещения экспозиции. Универсальные возможности висячих покрытий Шухова позволяли в зависимости от конкретных экспозиционных задач перекрывать план любой конфигурации и создавать необходимую высоту и нужный пролет. Наибольший интерес представляло шатровое, круглое в плане здание инженерно-строительного отдела. Поверхность гиперболоида вращения, образованная вследствие провисания тонкой несущей сетки из металлических полосок, покрывалась обычным кровельным железом. Внутреннее пространство павильона (3630 кв. м) было хорошо освещено сверху сквозь частично остекленные ячейки сетки. Оригинальное решение имело и покрытие центральной части диаметром 25 м. Оно представляло собой вогнутую чашеобразную мембрану, собранную из тонкого листового железа и закрепленную только по периметру.

Павильоны-экспонаты В.Г. Шухова полностью соответствовали современным требованиям, предъявляемым к выставочным зданиям: полное заводское изготовление, быстрый монтаж и демонтаж, оптимальные условия для размещения экспозиции, выразительный архитектурный облик. Они стали уникальным для той эпохи опытом художественного освоения пространственных сетчатых конструкций, их новых тектонических возможностей.

Окончание в следующем номере.

"