Posted 20 июля 2006,, 20:00

Published 20 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:01

Updated 8 марта, 09:01

«Я не ожидал встретить в России такую мощную индустрию»

«Я не ожидал встретить в России такую мощную индустрию»

20 июля 2006, 20:00
На вопросы «Мира выставок» отвечает генеральный директор «Мессе Франкфурт Рус» Ойген АЛЛЕС

– Ойген, ваш опыт как представителя крупной и авторитетной выставочной компании очень интересен для читателей нашего журнала. Но первый вопрос – о другом. Вы прилично говорите по-русски. Вас что-то связывает с Россией помимо сегодняшнего бизнеса?

– Меня многое связывает с Россией. Я провел здесь значительную часть своей жизни. Я здесь учился в школе.

– Когда вы впервые приехали к нам как директор «Мессе Франкфурт Рус», что в нашем выставочном мире удивило вас больше всего?

– Больше всего удивил масштаб выставочной индустрии. Я не ожидал, что она настолько мощно развита, что здесь так много конкурирующих компаний, занимающихся этим бизнесом на очень высоком уровне, который зачастую не уступает тому, что я видел в Германии.

– Я почему-то думал, что вы начнете с критики…

– Для меня выставочный бизнес, как и любой другой, – это открытый рынок. И в этой сфере честная конкуренция играет такую же роль, что и в любой другой.

– Вы имеете в виду такие проблемы, как дублирование выставок по срокам, по темам?

– Правильно. Я не против этого. Это даже часто может быть интересно для посетителей, так как они могут сравнить и выбрать для себя что-то лучшее. Если рынок это позволяет в определенных отраслях, то это правильно. Но зачастую для определенных выставок рынка не существует, и в этих сегментах такое поведение не очень продуктивно.

– Это вопрос целесообразности или этики бизнеса?

– На открытом рынке обязательно присутствует бизнес-этика. И «Мессе Франкфурт» всегда четко ее придерживается. И не только у себя дома. Мы требуем от своих представительств руководствоваться нормами этой этики повсюду. У нас подход к нашим выставкам практически везде одинаковый. Что касается России, я не могу сказать, что здесь бизнес-этика полностью отсутствует. Но хотелось бы, чтобы было больше структур, которые ускорили бы этот процесс.

– Обычно российские выставочники жалуются на несколько проблем. Во-первых, на отсутствие законодательного регулирования этой деятельности: индустрия есть, а прописанных норм, по которым она существует, нет. Во-вторых, на нехватку профессиональных кадров. Их попросту негде воспитывать. И привычно жалуются на невнимание со стороны государства. А кто в Германии координирует или регулирует этот бизнес? Законы, AUMA или что-то еще?

– Я не могу сказать, что выставочный бизнес в Германии регулирует государство. Просто так сложилось, что у нас есть пять-шесть крупных выставочных компаний, и все они не частные. И разделение тем произошло давным-давно, поэтому между нами нет сильной конкуренции. Скажем, «Мессе Франкфурт» обладает преимуществом в проведении текстильных и потребительских выставок или в выставке «Автомеханика», и объективно это – главное направление деятельности данной компании. А «Дюссельдорф» – основной организатор в области моды, «Мюнхен» – в сфере спорта. И поэтому какой-то сильной конкуренции не существует. Но это определяет не государство, а компании, которые участвуют в той или иной выставке. Несколько слов о нашей текстильной выставке. Под «зонтом» «Мессе Франкфурт» два-три раза в год встречаются ведущие участники и посетители выставки и решают, как эта выставка должна выглядеть, как она будет проходить и в какое время.

– Это какой-то постоянный выставочный совет?

– Да, постоянный совет, в котором представлены интересы всех сторон. «Мессе Франкфурт» выступает здесь как модератор. Наша цель – предоставить режим наибольшего благоприятствования участникам и посетителям. Такие советы есть у каждой крупной выставки. Для нас это главный критерий принятия решений по изменению той или иной выставки.

– Вы сказали, что все крупные выставочные компании не принадлежат частному капиталу. А кому?

– В компании «Мессе Франкфурт» 60% принадлежит городу Франкфурту, 40% – земле Гессен. То есть это муниципально-земельная собственность. У других компаний процентное соотношение может быть другим, но форма та же.

– Федеральное правительство оказывает этому бизнесу поддержку?

– Немецкое правительство оказывает поддержку предприятиям, которые участвуют в выставках за границей. В странах, которые являются для немецкой экономики ключевыми рынками. Существует специальная программа министерства экономики, через которое осуществляется такая поддержка.

– И это все?

– Да. Есть, конечно, еще AUMA, но она поддерживает выствочников не материально. Это – информационное обеспечение, консалтинг.

– А чем еще занимается AUMA?

– Это некоммерческое объединение германских выставочников. Это аналог, причем довольно полный, российского МСВЯ.

– Кто входит в эту ассоциацию? Те же шесть компаний?

– Шесть – это крупные. Они и организаторы, и владельцы выставочных площадей. Но в Германии много компаний, которые устраивают «гостевые» выставки на их территории. У «Мессе Франкфурт» громадный опыт работы с гостевыми выставками. Эти выставки устраивают разные компании и разные ассоциации.

– И все они входят в AUMA?

– Членство в AUMA – дело добровольное, так же, как и в МСВЯ.

– Решения, которые принимает AUMA, носят директивный или рекомендательный характер?

– И директивный тоже. Как в любой добровольной организации есть решения директивного порядка, которые принимаются всеми. Например, по отношению к подсчету посетителей, выставочной статистики и так далее.

– AUMA публикует результаты выставочной статистики?

– Нет, это делает FKM, которое и вырабатывает немецкие стандарты, которыми AUMA пользуется. И мы в том числе. Честно сказать, такого термина, как «выставочный аудит», я в Германии не слышал.

– В Германии существует проблема завышения выставочной статистики, данных о посетителях?

– Отвечу вопросом на вопрос. А как это можно решить аудитом? Насколько это будет тогда правдоподобно?

– Наверное, самое надежное средство – система электронной регистрации...

– Но кто отвечает за результаты электронной регистрации? Единой-то базы нет. Вот мы делаем выставки в «Крокус Экспо». И «Крокус» вводит свой стандарт и считает всех, кто приходит по таким стандартам... Я не знаю, насколько здесь можно добиться объективности. И это не только российский вопрос. Мне кажется, он актуален во всем мире. И в Германии тоже, честно скажу. Проблемы у всех схожие. Поскольку мы отслеживаем динамику роста выставки по таким параметрам, как число посетителей и участников, а это величины переменные, то это всегда будет (Смеется.) вопросом.

– У нас есть еще одна проблема – нехватка квалифицированных кадров, которые негде учить, и мало методических пособий…

– На юге Германии есть колледж, где есть факультет выставочного бизнеса, на котором можно учиться заочно. Как говорят в России, «без отрыва от производства». Я знаю, что в «Мессе Франкфурт» работает довольно много дипломированных специалистов, выпускников этого факультета. И каждый год мы набираем студентов, которые будут работать и учиться одновременно. Обучение, насколько я знаю, длится четыре года. И все это время мы оплачиваем их обучение и платим им зарплату. Мы фактически с нуля готовим для себя специалистов-выставочников. Остальные компании поступают так же. В Германии наиболее сильно развита система параллельного образования, начиная со среднетехнического до высшего. Это себя оправдало в 50–60-е годы, когда стала остро ощущаться нехватка квалифицированных работников. И такая система позволяет решить очень важный вопрос – воспитание корпоративной лояльности. Чтобы для человека стало важным не только, сколько он получает, но и то, что он работает именно в этой фирме, а не в другой. И это один из важных элементов, который позволяет нам иметь очень сильных специалистов в этой области. Не важно, будут они маркетологами или финансистами, важно, что они будут подходить к своей работе с точки зрения развития выставки.

– А кто занимается выпуском методической литературы – учебников, пособий, брошюры?

– В этом вопросе AUMA опять же играет большую роль. Очень много литературы и журналов выпускается при ее поддержке. Существует много издательств, специализирующихся в этой области. «Мессе Франкфурт» также имеет свое издательство, которое выпускает литературу и для участников, и для посетителей выставок, которая потом рассылается адресно нашим партнерам.

– Насколько «Мессе Франкфурт» успешна в финансовом отношении?

– С прошлого года компания реструктуризировалась и теперь четко делится на две части: площадка и выставки. И для обеих прибыльность – приоритетная задача. Убыточной компания не была никогда.

– Вашей компании – 800 лет. Почти неправдоподобно...

– Но это так. Наш учредитель – Франкфурт. Город находился на перекрестке торговых путей, и тогдашний федеральный правитель издал официальную грамоту, позволявшую Франкфурту иметь свою ярмарку. Вся эта история описана на табличке у входа в выставочный комплекс во Франкфурте. Кстати, само слово «ярмарка» – немецкого происхождения: «яр» это год, «марка» это рынок. Торговля круглый год, как на Даниловском рынке.

– «Мессе Франкфурт» устраивает выставки в формате В2С?

– Нет.

– В России это сложно делать, не нарушая закон о торговле. Например, кассовых аппаратов на выставках нет…

– Для иностранных участников российских выставок есть более серьезные препятствия: растаможка… Как это называется?

– Так и называется: растаможка, растаможивание…

– Да, существуют определенные таможенные правила для выставочников. Это называется «товары для временного ввоза». Это довольно нелегкий и жесткий процесс, который надо очень внимательно отслеживать.

– Вы довольны, что работаете в России? Вы ведь не так давно возглавили русский офис?..

– Больше года. Мне нравится работать в этом коллективе. Мы имеем здесь очень хорошие наработки, ноу-хау. Я думаю, что мы здесь полезны для тех немецких компаний, которые стремятся прийти в Россию и открыть здесь свое дело. И я думаю, что для той экономической и политической фазы, в которой находится Россия, выставочный бизнес является важным связующим звеном между Старым Светом и Восточной Европой. Потому что для нас Россия – часть Европы. А это дает нам возможность лучше друг друга понять…

– Выставочный мост?

– Точно.

AUMA – Ассоциация немецкой выставочной индустрии. Представляет интересы выставок на национальном и международном уровне при взаимодействии с парламентом, министерствами, другими органами власти и прочими организациями.


UFI – Всемирная ассоциация выставочной индустрии – была образована 15 апреля 1925 года. В нее вошли крупнейшие выставки и ярмарки мира. Среди 20 учредителей UFI – советская Нижегородская ярмарка. С момента основания и по сию пору члены UFI действуют по единому уставу. Высшим органом UFI является конгресс, ежегодно проводимый в различных странах, выставочные организации которых представлены в UFI. Юбилейный 72-й Конгресс UFI проводился в октябре в Москве. Организатором мероприятия выступило ЗАО «Экспоцентр». Место проведения – ЦМТ. Исполнительный орган – генеральный секретариат, находящийся в Париже.
Одной из причин образования этого «всемирного выставочного профсоюза» стало стремление упорядочить проведение международных ярмарок, количество которых зачастую превышает нужды международного товарооборота.
UFI является членом-корреспондентом ООН и ЮНИДО, тесно сотрудничает с Европейским союзом, Международной торговой палатой, с ГАТТ и с Ассоциацией национальных и международных выставок и ярмарок различных государств.
Основные цели ассоциации – содействие международной торговле с помощью членов этой организации. В задачи его входит также унификация методов сбора статистических данных, их анализ и координация проведения ярмарок членами UFI для предотвращения совпадений.
Если член Ассоциации хочет использовать символ «Одобрено UFI», он должен проводить аудит своих данных. Это же является и постоянным условием сохранения возможности использования этого символа. Международный знак UFI присваивается выставкам и ярмаркам по сумме критериев, среди которых значатся эффективность мероприятия, демонстрация новейших достижений и передового международного опыта, количество посетителей и определенный процент специалистов среди них.


FKM – немецкое Общество добровольного контроля статистических данных выставок/ярмарок, созданное в 1965 году и осуществляющее контроль над 72 крупнейшими мировыми выставочными компаниями, проводящими более 320 мероприятий в год. Совместно с другими европейскими контрольными организациями FKM ежегодно издает статистические данные по 1320 ярмаркам и выставкам, проводящимся в 19 странах мира. Проведение независимого аудита по стандартам FKM автоматически выводит данную выставку в категорию «А». А значок FKM, присвоенный ей, подтверждает, что организаторы отвечают за каждую цифру выставочной статистки. По большому счету, значок FKM является знаком качества в мировом выставочном бизнесе. Исходя из принятых общеевропейских правил, к категории «B» относятся выставки, статистика по которым существует, но ее аудит не проводился. К категории «C» относят выставки, по которым нет статистики.

"