Posted 20 июля 2006,, 20:00

Published 20 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:01

Updated 8 марта, 09:01

Латание дыр

Латание дыр

20 июля 2006, 20:00
Майский приказ Минэкономразвития № 121 «О декларировании отдельных видов товаров» мало что изменит в существующей ситуации с таможенным оформлением выставочных товаров. Это объясняется тем, что этот документ плохо согласуется с приказом ГТК РФ № 1276 от 29.12.200 «Об утверждении положения о таможенном контроле, таможе

Дело в том, что понятия «таможенное оформление» и «таможенный контроль» в Таможенном кодексе Российской Федерации разделены. Не надо быть юристом, чтобы увидеть, что даже в названиях обоих приказов заложен принципиально разный подход. Приказ № 121 устанавливает процедуру декларирования для товаров определенных категорий, а приказ № 1276 – порядок контроля при оформлении выставочных грузов специализированными выставочными организациями.

Одновременное руководство этими приказами создает неразбериху. Пример: приказ № 1276 не распространяется на товары, оформляемые на специализированных постах. Таким образом бижутерия (код 7117), оформляемая на специализированном посту Центральной акцизной таможни, под действие этого приказа не подпадает. Однако в соответствии с приказом № 121, который исключает из сферы своего действия только драгоценные металлы, драгоценные камни и валютные ценности, бижутерия может декларироваться с применением списков. Почему исключены драгоценные металлы и камни? Эти специфические товары в процессе таможенного оформления проходят контроль государственных контролеров Минфина России. Составляется акт госконтроля – документ, обязательный для таможенного оформления. На эффективность контроля форма декларирования (списки вместо дополнительных листов ГТД) не влияет. Остается без ответа еще один вопрос. Сегодня повсеместно вводится электронное декларирование товаров. Требуются ли в соответствии с приказом № 121 электронные копии документов. Однозначно нигде не сказано, что декларирование в электронном виде не производится.

В ТПП РФ есть рабочая группа по совершенствованию таможенного законодательства. Она еще в начале года предлагала совместно с МЭРТ и ФТС разработать принципиально новый документ, а не «латать дыры». Сегодня это предложение по-прежнему актуально: необходимо разработать новый документ, объединяющий оба этих приказа, устраняющий их недостатки. Пока не будет обеспечен системный подход к разработке нормативно-правовых документов различных уровней, регулирующих выставочную деятельность, никто не застрахован от появления очередного нормативного документа федерального, ведомственного или регионального уровня, вносящего дополнительную неразбериху. Решить эту проблему можно одним: подготовить стержневой законопроект «О выставках» и законопроект «О внесении изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации».

Комитет ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров, Московская выставочная гильдия такую работу ведут, к ней привлечены депутаты Госдумы, прежде всего президент Московской ТПП депутат Говоров Л.В. К этой работе активно подключились руководители ведущих российских отраслевых объединений, специалисты выставочной отрасли. В ближайшее время состоятся парламентские слушания на тему законодательного обеспечения выставочной деятельности в Российской Федерации. По их результатам Госдума даст конкретные рекомендации правительству России и всем заинтересованным субъектам выставочной сферы о подготовке соответствующих законов.

Игорь ПРУДНИКОВ, вице-президент МТПП по выставочно-ярмарочной деятельности

"