Posted 21 июня 2006,, 11:04

Published 21 июня 2006,, 11:04

Modified 8 марта, 09:13

Updated 8 марта, 09:13

В Европе, начиная с сегодняшнего дня, традиционно жгли ведьм

21 июня 2006, 11:04
В Европе, начиная с сегодняшнего дня, традиционно жгли ведьм

Самый длинный день в северном полушарии наступит в среду, 21 июня, днем, сообщил "Интерфаксу" пресс-секретарь Государственной астрономической Пулковской обсерватории Сергей Смирнов.

По его словам, двигаясь по эклиптике, в этот день Солнце достигнет наибольшего склонения (+23,5 градуса) и наступит астрономическое лето в северном полушарии Земли, а начало зимы в южном полушарии.

"Летнее солнцестояние наступит в 16:26 мск", - отметил С.Смирнов.

Он рассказал, что "во время летнего солнцестояния в северном полушарии Земли Солнце дольше всего остается над горизонтом. 21 и 22 июня - самые длинные дни в году, а ночь на 22 июня - самая короткая".

В Тироле, Моравии, Саксонии и Силезии в средние века ведьм жгли именно в дни летнего солнцестояния (с 21 по 24 июня включительно).

Чтобы придать этим праздникам легкий христианский оттенок, день летнего солнцестояния назвали в честь святого Иоанна Крестителя; однако нет сомнений, что эти праздники начали справлять до нашей эры. Летнее солнцестояние, или день святого Иоанна, является поворотным в движении солнца, в этот день поднимавшееся до той поры светило останавливается и начинает обратный путь по небосклону. Это явление не могло не приводить первобытного человека в замешательство. Размышляя над передвижением светила по небесному своду, человек еще и не подозревал о своем бессилии перед лицом мощных циклических изменений в природе и воображал, что может помочь солнцу своей слабой рукой поддержать его убывающее пламя. Вероятно, именно на такого рода соображениях основываются праздники летнего солнцестояния современных европейских крестьян.

Впрочем, каково бы ни было их происхождение, эти праздники справляют по всей Европе – от Ирландии на западе до России на востоке и от Норвегии и Швеции на севере до Испании и Греции на юге. По свидетельству одного средневекового автора, у праздника святого Иоанна имелись три отличительные черты: костры, факельное шествие с обходим полей и катание колеса. Он пишет, что мальчики поджигали костры и различные отбросы, чтобы у дыма был как можно более отталкивающий запах и чтобы этот запах отгонял зловредных драконов, которые в это время спаривались в воздухе под влиянием летнего тепла и, бросая своп семена в источники и реки, отравляли их. По мнению того же автора, катание колеса символизирует солнце, которое, достигнув высшей точки, начинает спускаться.

"