Posted 20 июня 2004,, 20:00

Published 20 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Ковровая застройка

Ковровая застройка

20 июня 2004, 20:00
В Санкт-Петербурге продолжается гражданская война под официальным названием «уплотнительная застройка». По одну сторону баррикад – жители домов, по другую – городская администрация и строительные компании. Ситуация в конце минувшей недели приняла скандальный оборот: более полусотни представителей петербургских СМИ напр

Митинги горожан, недовольных действиями строителей, стали ежедневным явлением в Северной столице. Продолжая устраивать оборонительные пикеты, люди все чаще переходят в атаку – сносят бетонные заборы на стройплощадках, перекрывают движение транспорта на крупных магистралях, преграждают путь строительной технике. Параллельно с этим они шлют письма в различные инстанции с просьбой прекратить уплотнение и запретить строить новые дома на детских площадках, на месте скверов и в других местах, не предназначенных под возведение зданий. Пока, правда, ни один суд им выиграть не удалось. Окончательное решение о строительстве принимает городская администрация, а местные судьи питерским властям предпочитают не перечить.

Власти Питера давно действуют под девизом: «Земля должна работать и приносить доход городу». По крайней мере так комментирует ситуацию вице-губернатор Александр Вахмистров, отвечающий за вопросы капитального строительства. Что же такое вообще «плотность застройки»? Это – отношение площади построенных зданий к площади земли, на которой они расположены. В районах, застроенных «хрущевками», этот показатель составляет 0,4, в кварталах 70-х годов – 0,7, в современных районах – 1,1, в центре Санкт-Петербурга – 1,5. Чтобы понять, что это значит, достаточно проехаться по Невскому району. Москва с ее высотками и элитным жильем – настоящий зеленый рай по сравнению с этими каменными джунглями. Но вице-губернатор любит сравнивать Питер не со столицей нашей родины, а с особым районом Китая. «В Гонконге есть районы с коэффициентом плотности 40», – заявил недавно Вахмистров в одном из своих интервью. Справедливости ради заметим, что питерская администрация за основу взяла все же не сянганские показатели, а коэффициент плотности, равный единице. Это значит, что на каждых 10 тыс. квадратных метров земли в ближайшие три года должно быть построено 10 тыс. метров жилья. Правда, средняя арифметическая плотность современной застройки в городе на Неве равна двум. Но на это в Смольном предпочитают не обращать внимания.

Строители с радостью претворяют в жизнь «план единицы». В новых районах застройка ведется по принципу ковровых бомбардировок. Бетонные каркасы в новостройках растут как грибы после дождя – крыша к крыше. В местах обжитых к старым зданиям буквально пристраивают новые. В итоге получаются уродливые панельно-кирпичные гибриды. Крупные фирмы предпочитают строить в центре города – около Исаакиевского собора, например (недавно здесь открылась новая гостиница), на площади Островского или у Казанского собора (тут строят торговый центр). Все с санкции городской администрации.

Журналисты, подписавшие письмо президенту, рассказывают, что редакции завалены письмами от петербуржцев, возмущенных таким положением дел. Дело не только в том, что застраивают скверы и детские площадки. Хотя и это весомый аргумент. Возводя новый дом в обжитом районе, строители подключают его к старым коммуникациям – отоплению, электричеству, водоснабжению. Как результат возрастает нагрузка на трубы и провода. В итоге в домах второй российской столицы начинаются перебои с электричеством, ослабевает напор воды. Отопительные системы не справляются с увеличивающимся объемом работы. «Если нагрузки на сети будут возрастать, то трагедия вымерзших дальневосточных поселков может повториться на берегах Невы»,– считает один из авторов обращения к Путину – редактор отдела недвижимости газеты «Предприниматель Петербурга» Святослав Белянский. Кроме того, питерская геология такова, что при строительных работах в соседних зданиях появляются трещины. Построили галерею бутиков «Гранд палас» на Невском проспекте (она признана лучшим проектом прошлого года) – затрещал Театр музкомедии. Возвели гостиницу на Мойке – пошли трещины в Капелле.

«Большой необходимости в уплотнительной застройке нет, так как за последние 10 лет численность петербуржцев уменьшилась – уплотнять некого», – заявил «НИ» главный редактор газеты «Общество и экология» Сергей Лисовский. В Смольном на это смотрят иначе. По словам г-на Вахмистрова, падение рождаемости означает, что площади, ранее предназначавшиеся для школ, детских поликлиник, садов, теперь можно смело отдавать под застройку иного профиля.

Журналисты обращают внимание президента на то, что при строительстве часто не соблюдается Градостроительный кодекс РФ. «При увеличении нагрузки на инфраструктуру не строятся социальные объекты (станции метро, детские сады, поликлиники, школы)», – говорится в письме. В апреле Валентина Матвиенко обещала Владимиру Путину, что Питер будет расти вширь. Однако город почему-то продолжают уплотнять. Если не будет создана специальная комиссия по спорным вопросам застройки, «нижеподписавшиеся» грозят тем, что будут «вынуждены провести крупный общегородской митинг с привлечением иностранных экспертов и СМИ для того, чтобы показать: в России Конституция не является основным законом для исполнения чиновниками, должностными лицами и строительными компаниями, а человек – не является высшей ценностью, у него нет никаких прав и свобод в демократической России». Так заканчивается питерское послание.

Свое мнение относительно обращения журналистов к президенту высказал «НИ» известный публицист Дмитрий НОВОКШЕНОВ:

«История с уплотнительной застройкой, по моему личному мнению, лишь эпизод общей ситуации, при которой люди рассматриваются как скотина, из которой сначала следует выкачать всю кровь, а потом заняться реализацией мяса. Я не верю в результативность обращения. Но ситуация вызвала такую бурю протестов в обществе, что дает надежду хоть на какой-нибудь, пусть мизерный, но прецедент... Путин на своей первой инаугурации заявил, что он знает, что в России первое лицо отвечает за все. Петербуржцы помнят, что проголосовали за губернатора Матвиенко только потому, что их попросил о том земляк-президент. Вот пусть президент поговорит со своим наместником и ответит: что за бесстыдную власть он навязал горожанам?»


В Петербурге утвердили новую Мариинку
Дворцовый передел

"