Posted 21 мая 2017, 20:01
Published 21 мая 2017, 20:01
Modified 8 марта, 01:54
Updated 8 марта, 01:54
Уже несколько лет ОАО "Красный Октябрь" ведет деятельность, направленную на устранение с кондитерского рынка конфет, этикетки которых содержат изображения коров и словесный элемент "коровка". В настоящее время основной целью "Красного Октября" стала продукция ООО "Вольский кондитер-2", расположенного в Саратовской области. Производитель выпускает конфеты типа "коровка" по оригинальной польской рецептуре на натуральных сливках с 2000 года и маркирует ее товарным знаком "Вольская коровка", включающим словесный элемент и мультипликационное изображение коровы. В конце 2014 года Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) после проведения экспертизы официально зарегистрировала данный товарный знак. Однако "Красный Октябрь" уверен, что регистрация такого товарного знака нарушает его права на товарные знаки "Коровка".
Все началось с Палаты по патентным спорам, которая, рассмотрев Возражение ОАО "Красный Октябрь", оставила регистрацию товарного знака в силе, и признала, таким образом, что товарный знак "Вольская коровка" не сходен с товарными знаками "Красного Октября". Не согласившись с данным решением, "Красный Октябрь" обратился с заявлением в Суд по интеллектуальным правам (СИП). В начале 2017 года Суд по интеллектуальным правам поддержал монополистические настроения "Красного Октября" и признал, что товарный знак "Вольская коровка" сходен с товарными знаками "Коровка", а его использование может привести к смешению и введению конечного потребителя в заблуждение относительно производителя товаров. В результате принятия такого решения регистрация товарного знака "Вольская коровка" была прекращена. Не согласившись с судебным решением "Вольский кондитер-2" подал кассационную жалобу в Президиум Суда по интеллектуальным правам, рассмотрение которой назначено на 22 мая 2017 года.
Обращаясь к истории вопроса, отметим, что помадные конфеты появились в Польше еще в начале 20 века, когда Феликс Поморский наладил в городе Познань производство конфет, на обертке которых была изображена корова. Рецепт разошелся по многим странам, полюбился он и в Советской России, где их назвали «коровка», сделав «кальку» с польского слова «krowka». Причем, в Польше и в настоящее время существует много производителей конфет «krowka», однако как товарный знак это слово не регистрируют, поскольку так обозначается вид конфет.
ООО «Вольский кондитер-2» при производстве использует оригинальное польское оборудование и оригинальную польскую рецептуру. Но суд эти обстоятельства не учел. Как и не принял во внимание доказательства того, что слово "коровка" для помадных конфет является видовым и воспринимается таковым и потребителями и производителями, хотя в России также существует законодательный запрет на регистрацию в качестве товарных знаков словесных элементов, представляющих собой наименование товаров и их вида.
Рецепт "коровки" наряду с рецептами "ласточки", "Ромашки", "Аленки" был утвержден еще в 1939 году и являлся общим для всех предприятий пищевой промышленности, производящих конфеты. Ситуация осложнилась после распада Советского союза, когда общие "бренды" стали ничьими. Тогда первым заявку в патентное ведомство на регистрацию товарного знака «Коровка» подал «Красный Октябрь». На это он и делает ставку в споре с «Вольским кондитером-2». «Красный Октябрь» утверждает, что они вложили огромные усилия в развитие знака, победив иностранные бренды.
При этом доля "коровок" производимых самим "Красным Октябрем" не так велика, как может показаться. Гораздо выгоднее продавать лицензии на использование своих товарных знаков. (Однако наряду с оригинальными конфетами доля "лицензионных коровок" довольно значительна). Конечно, в такой ситуации конкуренты с высококачественной продукцией не нужны.
Но, в то же время, такой подход сыграл с "Красным Октябрем" злую шутку - лицензиаты не используют товарный знак в том виде, в котором он зарегистрирован. Они обязательно добавляют свои отличительные элементы – слова или изображения для того, чтобы потребитель понимал, кто производитель, а слово "коровка" используют как указание на рецептуру. Так появились «Ёшкина коровка», «Коровка-лакомка», которые наряду с "Вольской коровкой", "Азовской коровкой", "Коровкой из Кореновки" и многими другими приводят потребителей к выводу – рецепт коровки один, а производителей – много.
Правовым решением этого вопроса мог бы стать коллективный знак. Как это произошло с советскими папиросами «Прима». Тут производители смогли договориться. Но можно перенять и польский опыт, признав в официальном порядке слово "коровка" видовым обозначением.
В любом случае, как подчеркивают представители "Вольского кондитера - 2", ситуацию с товарным знаком "Вольская коровка", как и с другими товарными знаками тем или иным образом включающими в свой состав советские бренды, необходимо взять под государственный контроль – после принятия Судом по интеллектуальным правам решения о прекращении регистрации товарного знака "Вольская коровка", "Красным Октябрем" были поданы возражения в Палату по патентным спорам об аннулировании регистрации ряда других товарных знаков, принадлежащих различным производителям, в состав которых входит слово "коровка" – это такие бренды, как "Яшкинская коровка", "Кубанская коровка", "Коровка из Кореновки", "Азовская коровка" и другие. Если вовремя не разобраться в ситуации и не принять соответствующие меры, конкуренции на кондитерском рынке в России не останется, что явным образом негативно отразится на состоянии рынка в целом.
В завершении хотелось бы отметить, что вопрос с "советскими брендами" уже неоднократно поднимался и обсуждался среди производителей различных товаров, предложения по урегулированию этого вопроса вносились в Государственную Думу, но, к сожалению, закончились ничем. Хочется верить, что ситуация, возникшая в связи с товарным знаком "Вольская коровка", не останется без продолжения и станет стимулом для решения вопроса на законодательном уровне.