Posted 21 апреля 2016,, 15:01

Published 21 апреля 2016,, 15:01

Modified 8 марта, 02:10

Updated 8 марта, 02:10

Большая вода

Большая вода

21 апреля 2016, 15:01
На этой неделе российские регионы охватили сезонные паводки. Днем в четверг затопленными оставались 133 населенных пункта на севере европейской части России, на Урале и в Сибири. Жители затопленных сел и городов указывают, что если бы власти своевременно подготовились к весенним паводкам, ущерб от них мог бы быть гораз

По данным МЧС, сложной остается ситуация в Вологодской и Архангельской областях, в Пермском крае, Удмуртии, в Кировской, Омской, Тюменской, Курганской и Свердловской областях. В частности, в Вологодской области были затоплены десятки населенных пунктов. Часть из них отрезана от Большой земли. В зоне бедствия оказались около пяти тысяч человек.

Причиной наводнения на Вологодчине стал многокилометровый ледовый затор на реках Сухона и Северная Двина. По наблюдениям корреспондента «НИ», в Великом Устюге во время ледохода огромные льдины понесло на поселок. Куски льда сносили столбы уличного освещения, заборы, легкие постройки вроде бань. В затопленных домах отключилось электричество, и люди проводили ночи в холоде и темноте.

Муниципальные службы, спасатели МЧС и отряды волонтеров в спешке эвакуировали население. Многие, опасаясь мародеров, остались жить на крышах и чердаках: поднимали мебель, привязывали заборы, спасали скот и домашних животных. Тем, кто решил остаться дома, подвозили сухпайки и чистую воду.

«Вода поднялась на восемь с половиной метров, пострадали 95 домов», – рассказала «НИ» глава городского поселения Кузино Вологодской области Ирина Балина. По ее словам, квартиры на первых этажах зданий полностью находились под водой.

Паводок начал отступать, когда в регион прибыл глава российского МЧС Владимир Пучков и поручил с помощью боевой авиации взорвать ледовый затор. «После того как лед начали взрывать с воздуха, плотину удается побороть, и вода возвращается в русло», – сообщила «НИ» г-жа Балина.

«Вода спадает. Часть населенных пунктов подтоплена, но туда доставляется помощь. Из Великого Устюга идет откачка воды. Тут много сотрудников МЧС, военных и волонтеров», – описал ситуацию «НИ» Артем Филатов, активист, занимающийся доставкой гуманитарной помощи пострадавшим.

Местные жители полагают, что прибегать к помощи авиации не пришлось бы, если бы проблемой озаботились заранее – когда ледяной затор только начал образовываться. «В декабре у нас было потепление, и на реке Сухоне начался ледоход. Потом вода снова замерзла, но неравномерно, образовались ледяные торосы. И их еще тогда, в декабре, нужно было уничтожить», – объяснил «НИ» вологжанин, председатель движения «Мы Вместе» Евгений Доможиров.

Предсказать ледовые заторы, чтобы заранее предотвратить подобные инциденты, очень сложно, рассказал «НИ» заведующий лабораторией моделирования поверхностных вод Института водных проблем РАН Михаил Болгов. «Лед забивает русло реки, и тогда уровень воды резко поднимается», – пояснил эксперт. По его словам, в этом случае сила подтопления зависит от хода снеготаяния, прочности льда и интенсивности подъема воды. «Такие ситуации очень опасны – мы их не можем прогнозировать с нужной степенью заблаговременности», – признается г-н Болгов.

Начальник пресс-службы главного управления МЧС России по Вологодской области Анатолий Сапожков в комментарии «НИ» назвал действия ведомства своевременными и оправданными. «Сотрудники прибыли из Москвы, из Твери, из Иваново. Во вторник удалось разрушить ледяной затор, из-за которого было подтопление», – заявил он. По словам собеседника «НИ», после начала взрывных работ уровень воды упал на 2,5 метра. «Области, которые были подтоплены, освобождаются от воды. Люди возвращаются в свои дома. Начинается работа по уборке территории от мусора», – сказал представитель ведомства.

Фото: EPA

В Великий Устюг уже прибыли первые грузовики с гуманитарной помощью из Вологды: для пострадавших от наводнения будут сформированы пакеты с продуктами и предметами первой необходимости. «Надеюсь, нам хоть немного помогут материально. У меня двое маленьких детей, и я не представляю, как жить в квартире, где стены, пол – все в воде», – рассказала «НИ» жительница города Анна Теплякова.

Ситуация в регионе еще может усугубиться. По данным Вологодского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в ближайшие дни в области пройдут осадки. При этом обильные дожди придутся в затопленный Великий Устюг и Никольский район области, который не был особенно затронут паводком. «Осадки вкупе с интенсивным снеготаянием могут вызвать повышение уровня воды», – говорят специалисты.

В Вологодской области столь сильный паводок наблюдается впервые за двадцать лет. Еще один рекорд поставлен в Тюменской области – наводнения, подобного нынешнему, не было уже лет сорок. Чрезвычайную ситуацию объявили в четырех районах.

В городе Ишим паводок смыл городскую дамбу, об укреплении которой местные власти отчитались еще в начале апреля. Здесь оказались подтоплены более пяти сотен домов, две школы и детский сад. В воде оказалась и тяговая подстанция, и городское кладбище. Причиной стал разлив неглубокой реки Карасуль.

Из зоны бедствия пришлось эвакуировать около тысячи человек и даже животных местного зоопарка. На время потопа 15 лошадей, верблюда, осла, барана, козла, белок, норок, лису, фазанов, индюков и сов временно расселили по домам работников и в лесхоз. Теперь работникам приходится собирать пожертвования на корм обитателям зоопарка – все запасы утонули.

Затопление началось 12 апреля около семи часов утра. Вода прибывала стремительно: многие в страхе выскакивали из домов, даже не успев захватить с собой документы, рассказала «НИ» местная жительница Наталья Виноградова. Сейчас она вместе с семьей живет в оборудованном под временный центр детском лагере – ее частный дом тоже затоплен. По словам женщины, вода поднималась до шести с половиной метров. «До последнего момента власти города говорили, что все под контролем. Если бы нас заранее предупредили о возможности наводнения, мы бы могли подготовиться, забрать ценные вещи», – сетует она.

Своего дома после наводнения Наталья еще не видела. Представители властей сообщили ей о возможности компенсировать деньгами ремонт или получить квартиру. «Наш дом вряд ли подлежит восстановлению», – вздыхает Наталья.

«Когда мы поняли, что происходит, постарались побыстрее поднять документы и мебель на чердак. Ощущение было такое, что дом вот-вот сорвется со своего места и уплывет», – рассказал «НИ» Константин, владелец одного из затопленных домов. Его семья сейчас живет в гостинице.

По словам местного жителя Никиты Лапина, его семье за затопленное жилище предложили компенсацию в 50 тысяч рублей. «Мы на лодке ездили к дому, пытались вещи вытаскивать, какие еще не сильно пострадали. А много-то в лодке не увезешь, так со слезами оставляли. Как теперь жить?» – сокрушается еще одна местная жительница, Елена.

В управлении МЧС по Тюменской области «НИ» сообщили, что затопленными в Ишиме остаются более трех сотен домов.

Между тем в Омской области с паводком решили бороться с помощью... крестного хода. Обряд в среду провели жители села Большие Уки. Часть маршрута пришлось преодолевать на резиновых лодках, на которые водрузили иконы. «Мы ходили испросить Божией помощи, чтобы стихия не нанесла урон жителям села и района», – рассказали местным СМИ в пресс-службе Тарской епархии.

"