Posted 20 апреля 2015,, 21:00

Published 20 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:23

Updated 8 марта, 02:23

Мой день Победы

Мой день Победы

20 апреля 2015, 21:00
«Новые Известия» продолжают публиковать материалы, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В публикациях сотрудников редакции под рубрикой «Мой День Победы» мы рассказываем о наших родственниках, воевавших на фронтах, трудившихся в тылу, оказавшихся в оккупационных зонах или в эвакуации.

В Николаевской области Украины, в центре небольшого села Гороховка, есть братская могила. На мемориальной плите высечены имена сельчан, оставшихся лежать на полях сражений в Германии, Польше, Чехословакии, Венгрии.

А в самой братской могиле останки лишь одного человека – красноармейца Али Бицоева, погибшего 14 марта 1944 года в боях за Гороховку.

По злой иронии судьбы почти сорок лет мой дед считался «без вести пропавшим». Эта обидная формулировка всю жизнь преследовала нашу семью. Внукам во время вступления в «пионеры» или в комсомол, а папе и его брату – при трудоустройстве или приеме в партию не раз намекали о том, что неизвестно, где их отец и воевал ли он вообще! Иные функционеры ведь считали «пропавших» чуть ли не дезертирами или перебежчиками.

Беда в том, что дед погиб в середине марта, а к тому времени весь чечено-ингушский народ, в том числе семьи фронтовиков, был поголовно депортированы. То есть похоронка не дошла до адресата.

В Центральном архиве Министерства обороны РФ в донесениях о безвозвратных потерях есть строка о том, что пулеметчик штаба 30-й кавалерийской дивизии Али Измайлович Бицоев убит 14 марта 1944 года. В это самое время оставшаяся родня мчалась в мерзлых товарных вагонах по казахским степям.

Али Бицоев в начале тридцатых вступил в комсомол, позже возглавил комсомольско-молодежную бригаду, потом стал руководителем колхоза, а перед самой войной его выдвинули председателем сельского Совета Ачхой-Мартановского района ЧИАССР. Как партийный активист он имел «бронь» – освобождение от призыва. Тем более что ему было почти сорок. Однако неоднократно подавал заявление в военкомат и в конце 1942 года добровольцем ушел на фронт.

Бабушка рассказывала, что он редко писал домой, а в начале 1944-го письма перестали приходить. С этого времени он исчез из их жизни. Ни обращения в разные архивы, ни встречи с его однополчанами, вернувшимися с войны, результатов не дали.

И вдруг в середине 1980-х годов бабушка получила письмо от следопытов Гороховской средней школы. Благодаря этим замечательным ребятам сорок лет спустя мы узнали, что наш дед защищал Украину и героически погиб в Николаевской области.

В 1985 году 9 Мая мой дядя Кюри Алиевич впервые побывал на могиле отца. Еще были живы люди, ставшие очевидцами того трагического сражения. Одна из местных старушек, увидев гостя, заплакала: «Как же ты похож на батьку…»

В тот день Али Бицоев проводил разведку боем. Выйдя из леса, заметил приближающуюся колонну из нескольких мотоциклетных экипажей. Он мог бы спокойно уйти от столкновения, укрыться в лесу или в ближайшем овраге. Но решил не пропускать колонну и внезапной пулеметной очередью подбил два мотоцикла вместе с экипажами. Оставшиеся рассредоточились и открыли ответный огонь. Силы, конечно, были не равны, и дед получил тяжелое ранение в голову.

Когда немцы ушли, забрав убитых, сельчане нашли в овраге тяжелораненого бойца. Дед умирал, но был еще в сознании и успел лишь сказать: « Я – Али Измайлович Бицоев. Сообщите моим родным на Кавказе…»

Они наспех выдолбили в мерзлой земле неглубокую яму и похоронили его. Как был, в испачканной кровью одежде. А когда война закончилась, перенесли останки в село и похоронили с почестями в братской могиле.

Несмотря на прошедшие десятилетия и смену политических ветров, жители Гороховки до сих пор чтут память моего деда. Каждый год 9 Мая они приходят с цветами к его могиле, ставшей братской для всех погибших сельчан. В местной школе открыт стенд памяти героев ВОВ, на котором большая экспозиция посвящена героическому подвигу Али Бицоева – чеченского бойца, защитившего родину от фашистов.

"