Posted 20 апреля 2010,, 20:00

Published 20 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:03

Updated 8 марта, 07:03

Ребенок по контракту

Ребенок по контракту

20 апреля 2010, 20:00
На следующей неделе в Москву прибудет делегация из США, чтобы обсудить двустороннее соглашение об усыновлении гражданами США российских детей. До подписания такого договора процесс передачи маленьких россиян в американские семьи приостановлен. Универсальный документ, подготовленный правительством РФ, собираются подписа

В США 29 апреля состоится суд над американскими родителями погибшего от побоев ребенка из России Вани Скоробогатова. Сейчас его приемные родители Майкл и Наннет Крейвер находятся в тюрьме. Семилетний Ваня умер в августе 2009 года в одной из больниц штата Пенсильвания. Врачи насчитали на теле мальчика более 80 видимых ран и повреждений, 20 из которых – на голове. Ребенок был сильно истощен, а в его мозге доктора обнаружили опухоль. Мальчика не показывали врачам больше года. Это значит, что орган здравоохранения, призванный следить за состоянием здоровья ребенка, не выполнил этого.

До сих пор договор, регламентирующий нахождение российских детей в иностранных семьях, существовал у нас только с Италией. Решение изменить ситуацию последовало после того, как произошел очередной, из ряда вон выходящий случай с усыновленным ребенком в США: американская мать русского мальчика Артема Энн Хансен отправила его в Москву с «отказной» запиской. После этого глава российского МИД Сергей Лавров заявил, что Россия заморозит процесс усыновления детей из РФ гражданами США, если не будет подписано соответствующее соглашение, регламентирующее условия усыновления и обязательства сторон. Делегация из США собирается прибыть в Россию на следующей неделе. На сегодняшний день, по информации комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей, желание подписать подобный договор об усыновлении изъявили девять стран. Самый важный пункт будущего договора касается того, что страна, у которой взят на усыновление ребенок, получит всю информацию о его проживании, говорит «НИ» первый зампредседателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Наталья Карпович.

До сих пор о судьбе вывезенного из России ребенка можно было узнать только благодаря отчету иностранного агентства по усыновлению, работающего на территории РФ. Такой отчет сдавался раз в полгода. «Отчет – это вещь формальная. Это все фикция, а не контроль, – объясняет «НИ» председатель правления фонда «Право ребенка» Борис Альтшулер. После подписания договора жизнь ребенка должна будет проверяться не только агентством, но и органами социальной защиты. «Это закроет возможность усыновлять детей неблагополучным семьям, которые хотят получить за счет него пособие», – уверена Наталья Карпович.

Однако за период с 1996 по 2009 год в США погибли 18 маленьких граждан РФ. Поможет ли договор решить те проблемы, из-за которых это происходит? Чтобы усыновить ребенка в России, иностранец всегда должен был представить документ, в котором его государство обязуется осуществлять контроль над условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка. Почему же по факту контроль происходит плохо? Наталья Карпович говорит «НИ», что главная проблема – «неподотчетные состояния, где находятся дети». Но разве то, что возвращенный в Москву Артем не был зарегистрирован ни в одной из школ – факт, который нельзя было проверить? Разве когда Ваню Скоробогатова в течение многих месяцев избивают и не показывают врачу – это «неподотчетное состояние»? Здравый смысл подсказывает, что нюансы их взаимоотношений с родителями можно было узнать и до трагического исхода.

«Если есть столько негативных случаев, значит, профессионально сопровождать семью и помогать ей в США не могут, – говорит Борис Альтшулер. – Почему родители совершают акт безумия – избивают детей? Потому что не к кому обратиться, если возникли проблемы. Россия должна требовать, чтобы в США было организовано сопровождение семьи психологами и социальными работниками, которые приходят не отбирать ребенка, а помогать семье», – считает г-н Альтшулер. По его мнению, двусторонний договор может решить проблему только в том случае, если в нем будет прописано обязательство с американской стороны, что государственные социальные службы понесут ответственность за благополучие ребенка.

США – лидер по усыновлению российских детей. С 2005 по 2009 год гражданами США было усыновлено 14 тыс. 85 детей российского происхождения (в 2008 году – 1773 ребенка, 97 из них – инвалиды). По статистике отдела детского надзора госдепартамента США, с 1999 по 2009 год Россия заняла третье место после Китая и Гватемалы по количеству усыновленных американцами детей. Российских детей усыновляют также испанцы (904 ребенка в 2008 году), еще 496 сирот поселились в Италии. Далее по количеству усыновленных малышей из РФ следуют Франция, Германия, Ирландия. В целом за рубеж наших детей уезжает не так много. В 2008 году иностранцы вывезли из России 4125 «новоиспеченных» сыновей и дочек, что, согласно данным доклада ЮНИСЕФ «Дети в России-2009», составляет 20-ю часть от всех устроенных в этом году в семьи российских детей. Примечательно, что в некоторых субъектах Федерации российские семьи берут на воспитание гораздо меньше детей, чем достается иностранцам. Среди таких регионов – республики Карелия и Коми, Хабаровский и Камчатский край, Амурская, Кемеровская, Кировская, Магаданская, Тверская, Псковская области и... Санкт-Петербург (данные за 2008 год). «Главное – ребенок обретает семью, а здесь или за рубежом – не важно, – отмечает в беседе с «НИ» директор Фонда помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас» Татьяна Тульчинская. – Иностранцы чаще усыновляет детей с отклонениями. Усыновить российского ребенка можно только в том случае, если его не хотят брать наши семьи. Кто возьмет ребенка с синдромом Дауна или аутиста? От таких, как правило, отказываются, а иностранцы не боятся трудностей». «В США есть множество людей, которые спасают детей-инвалидов из небытия наших интернатов. Те, кто говорит о моратории на усыновление, – это просто варвары», – заключает Борис Альтшулер.

В США в каждом штате есть частные компании, которые специализируются на оказании своим гражданам помощи в усыновлении детей из зарубежных стран. В Штатах таких агентств почти 700, а их общее название –Adoption Agencies. Усыновление детей из зарубежных стран – дело не дешевое. Цены прейскурантов Adoption Agencies колеблются от 10 тыс. до 30 тыс. долларов. Все зависит от предоставляемого этими агентствами сервиса, медицинских расходов, стоимости услуг адвокатов, затрат на зарубежные поездки будущих родителей адоптируемых детей и уймы других условий.

Усыновление детей из зарубежных стран, по словам Мэгги Голаб, адвоката юридической фирмы, специализирующейся на проблемах иностранной адаптации детей, – очень сложный процесс. «Особенно когда речь идет об адаптации детей в возрасте шести или семи лет», – рассказала г-жа Голаб «НИ». – Они помнят своих родителей, знают свой родной язык и привыкли к образу жизни в той стране, где родились. Мгновенная перемена всех этих условий порой чревата для детей серьезными стрессами, часто с непредсказуемыми последствиями. Не каждый ребенок в таком возрасте может быть предложен для усыновления даже самым обеспеченным людям. Ответственность за первый шаг усыновления лежит на организациях той страны, где дети родились».

«У нас были случаи усыновления иностранцами, – признается «НИ» заместитель директора по патронатной работе в московской коррекционной школе-интернате № 8 Татьяна Евдокимова. – Прошлой весной один из наших воспитанников был усыновлен итальянцами и уехал. Мы стараемся быть в контакте с родителями. Недавно нам прислали фотоотчет: ребенок подрос, и, кажется, всем доволен. Мы не давим на родителей, но все-таки контролируем, как растут наши питомцы».

Случаи возвратов усыновленных иностранцами детей на родину крайне редки, за 2007–2008 годы не известно ни одного подобного прецедента. Но распространенной является практика переустройства ребенка из одной семьи в другую – такое решение принимают социальные службы, если малышу по какой-то причине плохо в приемной семье. «Когда ребенок переезжает за границу, он испытывает большой стресс и часто замыкается в себе. В России никто не учит иностранцев, как адаптировать ребенка к новым условиям жизни», – говорит «НИ» психолог детского приюта Кирилл Соколов. – Я знаю одного из приемных родителей, его зовут Рекардо. Сам он математик, а жена его экономист. Им дали проблемного ребенка из Питера. Рекардо учил его математике. Но чтобы перевоспитать его, потребовалось несколько лет».

Приютские дети часто грезят о загранице, но далеко не все: кому-то просто важно обрести хороших родителей – не важно какой национальности. «Бывает, что детей иностранцы берут на выходные или на праздники. Особенно хорошо дети ездят в Италию, – продолжает Кирилл Соколов. – Многим приходится по душе эта поездка, поэтому этот праздник продлевается на более долгий срок. Ведь поймите, когда ребенок приезжает туда, то он видит перед собой, что его может ждать, если он здесь останется. А есть те дети, которым это вообще не нужно или которые не задумываются об этом».

"