Posted 21 марта 2020,, 09:38

Published 21 марта 2020,, 09:38

Modified 7 марта, 15:15

Updated 7 марта, 15:15

Подальше от людей и вируса: москвичи поехали на загородные дачи

Подальше от людей и вируса: москвичи поехали на загородные дачи

21 марта 2020, 09:38
В соцсетях вал объявлений: "спешите забронировать домик с печным отоплением подальше от Москвы, где вас не найдет вирус". Цены сопоставимы с арендой квартир в ЦФО. Неужели и впрямь на недвигу в захолустье есть спрос? Есть! Вирус животворящий еще и не такое вытворяет.
Сюжет
Цены

Людмила Бутузова

Существуют две основные стратегии поведения в опасной ситуации: замереть и не дергаться, либо бежать со всех ног куда подальше. В свете истории с коронавирусом, когда закрылись границы и сбежать подальше просто не получится, у россиян есть огромное конкурентное преимущество. «Они могут спрятаться от вируса за городом», - так считает депутат Госдумы руководитель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.

«Новые Известия» решили последовать совету.

- Что больше интересует: сбежать подальше или спрятаться поглубже?, - с пониманием приступила к задаче эксперт агентства «Недвижимость» Надежда Мещерякова.

Начали с того, что поглубже. Самым глубоким на сегодняшний день оказался двухуровневый бункер на Новой Риге. Пересидеть катаклизм предлагалось на 170 квадратных метрах с автономной вентиляцией, родниковой водой на нижнем ярусе, винным погребом и месячным запасом продуктов на семью из трех человек. Туалетная бумага без ограничений, идет бонусом, - сказала Мещеряква. Ну еще бы! – Аренда бункера – 1 млн.700 тыс. рублей в месяц. Закатывать глаза не обязательно. Только что, по ее словам, за 2,1 млн. рублей ушел благоустроенный погреб в Жуковке. Но условия там более лояльные - по мере затухания эпидемии можно будет потихоньку вылезать на верхние этажи — к джакузи размером с бассейн, к спортзалу, к столовой и к одной из трех гостиных. Когда счастливый арендатор осмелится выйти на улицу, его будут ждать ландшафтный дизайн и закрытая беседка с печью.

Значительно более приемлемый по цене вариант – 60 тысяч рублей в месяц - предлагается в деревне Никоново под Чеховом. Отдают в аренду дом с подвалом, но «только порядочной славянской семье без детей». К слову, многодетные азиаты там и не поместятся : подвал типа камеры 2х2 и высотой менее двух метров. Но укрытие надежное – из бетона высокой марки.

Совсем не смотрят на национальную принадлежность в Павловском Посаде – за весь пакет спасательной операции просят всего 25 тыс. рублей в месяц .В подвале двухэтажного домика три спальни в коврах, холодильник и телевизор. Примыкающие к забору деревья и кустарники гарантируют дополнительную защиту от коронавируса и непрошенных гостей. Туалет на улице. Умываться из рукомойника. Не комильфо? «Коронавирус - тот случай, когда фраза «здоровье дороже» приобретает новые оттенки и смыслы», - рассуждает эксперт Мещерякова. – Цивилизация убивает, поэтому люди и бегут от нее подальше».

Ок, посмотрим, что есть «подальше». Деревня Подертово, Тверская область, 100 км от Москвы, 10 тыс. рублей в месяц. О доме известно довольно мало, но так даже лучше: эпидемия его точно не найдет. Даже картографы и спутники видят это место «через раз» - настолько оно уединенно и не отличимо от дикой природы. Дороги туда нет, связь не работает. Со слов хозяина известно, что дом старый, но еще довольно крепкий, одноэтажный. Есть пара комнат, печка, кровати, матрасы и подушки из бывшего пионерлагеря. Еду – с собой, в радиусе 50 км нет ни одного магазина. Но скоро в лесу пойдут грибы и ягоды, взойдет крапива – голодными арендаторы не останутся. Сурово. Но много ли надо, когда речь идет о спасении жизни?

Несмотря на стремность варианта, им интересуются пять-шесть человек в день, и дом не заселен только из-за неопределенности с коронавирусом в Москве. «Через пару недель прижмет, и агентство будет устраивать аукцион на аренду, - прогнозирует Мещерякова. – Реально уйдет в аренду тысяч за 25 в месяц».

Для оптимизма риэлторов есть основания. Только что за гораздо большие деньги забронирован медвежий угол на реке Вятке, в поселке Разбойный Бор. Люди там не живут, так что можно смело рассчитывать на полную изоляцию. Единственный одноэтажный дом как специально готовился к коронавирусу – хозяева сделали дизайнерский ремонт(!), вставили стеклопакеты, для «программы спасения» закуплены рыболовно-охотничье снаряжение, квадроцикл и лодка. Рядом — «лес, бор, речка, шикарное озеро, тишина и покой для полной релаксации». Дом, кстати, разрешают снимать посуточно (2 тыс. за ночь с человека), а значит, как только в цивилизованном мире угроза рассосется, можно будет и откланяться.

Корреспондент «НИ» так закопалась в предложениях, что сама не заметила, что именно она выбирает: уединенное место для карантина или турпоездку на природу, чтобы душевно провести время. В принципе, собственники дворцов и халуп ни на чем не настаивают. Просто, ухватив ситуацию за хвост, предлагают за хорошие деньги «переосмыслить пространство». Ну а чем еще заниматься, когда миру угрожает эпидемия!

- Ключевое слово во всей истории с коронавирусом и карантином – деньги, - заявил «НИ» руководитель аналитического центра компании «Дом&Haus» Дмитрий Гордиенко. – У москвичей – о провинции уже не говорю - их просто нет в таком количестве, чтобы пересидеть эпидемию в лесах и подвалах. Никто же еще и не знает, сколько она продлится. Но по возможности дистанцироваться от города надо. Не помешает вспомнить о бабушкином наследстве в деревне или хотя бы обратить внимание на собственные 6 соток, которые были так опрометчиво заброшены ради зарубежных курортов. Коронавирус, свалившийся на нашу голову, изменил приоритеты. Мы это видим по мартовской статистике: сняты с продаж сотни дачных участков, продававшихся годами. Часть продавцов взяли паузу, чтобы посмотреть, что будет с ценами, выжидают более выгодных предложений. Но большая часть горожан, особенно со внезапным переводом на дистанционную работу, наверняка «распробуют» новую форму жизни и «на случай войны» попытаются перейти на подножный корм, как советует россиянам депутат Никонов. Тем, у кого нет дачи, возможно стоит об этом задуматься. Так или иначе, но жизнь на собственном земельном участке выглядит гораздо безопасней, чем жизнь в многоквартирном доме. Там же даже балконов сейчас не делают — негде карантинные песни петь с соседями, как итальянцам. Сиди как сыч в четырех бетонных стенах.

Риэлторы со всех сторон убеждают: два предыдущих кризиса – 2008 и 2014 года – так обвалили цены на загородном рынке, что купить дачу «назло коронавирису» можно дешево и сердито. Как подсчитали аналитики портала «Мир Квартир», самая дешевая подмосковная дача выставлена на продажу за 130 тысяч рублей. И это именно дача, а не пустой участок: в обозначенном бюджете продается 40-метровый домик на участке в 43 сотки. Объект находится в Наро-Фоминском районе. Рядом пруд и лес, единственный минус - не подведено электричество и полностью отсутствуют все другие блага цивилизации.

На втором месте рейтинга — 35-метровая постройка в садовом товариществе на территории Воскресенского района. Участок шесть соток. За все - 150 тысяч рублей. В таком же бюджете можно купить участок под Орехово-Зуево, на нем расположены маленький дом-сарай, колодец, летняя кухня и туалет. Что немаловажно — подведено электричество и разбит фруктовый сад с яблонями, сливами, грушами, облепихой и кустами ягод. За 180 тысяч можно купить участок с щитовым домом в одной из деревень Волоколамского района — примерно с таким же набором удобств. В целом, как резюмируют аналитики портала, дачного предложения по цене до 200 тысяч рублей в Подмосковье предостаточно.

Неохота разочаровывать, но то, что предлагается за малые деньги, это - дрова. Риэлтор Евгений, показывавший корреспонденту насквозь прогнившую недвижимость, которую стоило бы снести во избежание увечий, философски сказал: «Ну вам хотя бы будет чем заняться на карантине… Иначе тут с тоски помрешь».

Продавцы однако верят, что разразившийся коронавирус изменит отношение к загородной недвижимости, покупатели вернутся на этот рынок и станут интересоваться их товаром. Прогноз подтверждается. В марте, по словам, аналитиков компании «Инком-недвижимость», подмосковный рынок заполонили недострои, неликвидные земли, навороченные дома и участки с неадекватно высоким ценником. То, что годами не продавалось задешево, теперь хотят впарить задорого, самим фактом своего появления убеждая замороченных москвичей, что эпидемия – прекрасный повод сделать выгодную покупку. «На соточку» подросли дачные объекты самого массового сегмента стоимостью от 500 000 до 800 000 рублей. Их качество чуть получше, чем у «дров», за эти деньги можно приобрести 6 соток с небольшим строением, отделанным вагонкой, и почти сразу заселиться.

- Понимание, что для нормальной жизни потребуются вдвое большие вложения, придет позже, - говорит риэлтор Егений Сотелев. - При падающих доходах и совершенно непонятной ситуации в экономике далеко не всем удастся не то, чтобы улучшить свое приобретение, а даже поддержать его в том же состоянии, что и сейчас. Через год-два от дачи, купленной на пике паники и страха, начнут избавляться также, как это было после двух предыдущих кризисов. Но неизвестно, каким будет дисконт, чтобы сбыть эту дачу с рук».

Но почему же тогда цены растут? А потому что у объявлений много просмотров, считает Евгений. – Продавцы воодушевляются повышенным объемом спроса и делают ошибочный вывод, что их загородное жилье, конечно же, должно стоить дороже – ну просто потому, что оно у них есть, а у других нету. Профессионалы смотрят на это и понимают, что мир сошел с ума. Но чтобы поставить себе такой же диагноз, надо как минимум к нему подготовиться.

– Мы с мужем в 2014 году вот так же, на страхе, что сгорают деньги и рушится жизнь, приобрели участок в деревне за Тарусой, - поделилась своей печалью москвичка Елена Б., обивающая пороги агентств, чтобы они нашли ей покупателя на ставший ненужным дом. - Лихо снесли все, что там была, построились. Хотели жить в затворничестве, автономно от кризисов. А потом выяснилось, что газа в деревне нет и не будет, электричество не работает по пять- шесть дней - ни сварить, ни помыться. Дорога от МКАД на автомобиле –около трех часов, так долго — из-за постоянной пробки в Серпухове. Мотаться все время невозможно, живность сдохла, огород – зарос. Хотим продать хотя бы тысяч за сто – в двадцать раз дешевле затраченного. Не можем найти покупателя — как только они узнают, что к этой деревне нет железной дороги, зато рядом построился цементный завод — сразу теряют всякий интерес.

Не было счастья да несчастье помогло: с апреля ей нашли арендаторов – заезжает семья москвичей, напуганная коронавирусом. Цементный завод их не колышет, сами живут в бывшей промзоне у Третьего транспортного кольца.

Недавно федеральный портал «Мир квартир» опубликовал статистику: за год в среднем по стране дачи подешевели на 8%. Есть регионы, где падение цен гораздо больше этой средней температуры по больнице. И это далеко не те забубенные места, где никакая недвижимость никому никогда не была нужна даже даром. В соседней с Москвой Владимирской области средняя цена предложения упала почти на 17%, в Рязанской - на 9%., в Орловской на 20%, в Ульяновской и вовсе на 50%. Аналитики говорят об отсутствии спроса в связи с приближающимся к нулю доходами в регионах и массовым бегством населения из этих прекрасных мест.

В Орловской области, например, дача на Оке со стандартным набором (сад, двухэтажный дом, баня, погреб, вода, свет, ) за который в Подмосковье просят полтора миллиона, стоит максимум 300 тысяч. В Ульяновской области отдадут и за сто. И чтобы москвичам не прикупить уютный погребок на Оке и Волге, если уж в столице так страшно и надо куда-то спрятаться. А там, глядишь, откроется второе дыхание и расставаться с добровольной изоляцией вообще не захочется…

"