Posted 20 марта 2014,, 20:00

Published 20 марта 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 02:09

Updated 8 марта, 02:09

Навести резкость

Навести резкость

20 марта 2014, 20:00
Большинство пациентов, сделавших операцию по лазерной коррекции зрения, решились на нее уже после опыта ношения очков и контактных линз. С первыми все понятно: мало того что «картина мира» в них несколько отличается от реальности, да и угол зрения весьма ограничен. Добавьте к этому еще и мелкие бытовые трудности, вроде

Глаз как у орла

Еще несколько лет назад считалось, что лазерная операция на глаза показана только в случае сильных близорукости или дальнозоркости, а при незначительном снижении зрения лучше не рисковать и обойтись без вмешательства. На самом же деле коррекцию можно проводить даже при небольшом минусе или плюсе, другое дело – правильно оценить насколько это целесообразно. К примеру, 18-летние юноши, поступающие в военное училище, должны обладать 100% зрением, поэтому в случае чего операция для них – единственный выход. И это притом что уже в 23 года, когда организм окончательно сформируется, им порой потребуется дополнительная коррекция. Если же столь острой необходимости исправить – 1,5–2 диоптрии нет, стоит задуматься, что с возрастом они сами скорректируются, ведь, как утверждает врач-хирург Центра восстановления зрения Динара Гаджиева, результаты вмешательства необходимо оценивать в перспективе.

Если говорить о диапазоне, в котором в принципе возможна коррекция, то это, как правило, от +5 до –10 диоптрий и от +3,5 до – 6 диоптрий при астигматизме. Впрочем, иногда операции делают и в более запущенных случаях, к примеру, при –12 диоптрий. Разумеется, идеального зрения здесь добиться невозможно, речь идет лишь о частичной коррекции.

Что касается методик лазерной коррекции зрения, то на сегодняшний день основными считаются LASIK и LASEK. Их основное отличие друг от друга заключается в том, что в первом случае специальный прибор отделяет лоскут на верхнем слое роговицы, лазер воздействует на ее внутренние слои, где нет нервных окончаний, и затем лоскут возвращается обратно. А во втором, лазер воздействует непосредственно на передние слои роговицы, повреждая нервные окончания, оставляя после себя раневую поверхность. В итоге, LASEK считается гораздо болезненнее, период реабилитации здесь дольше, а риск осложнений – выше. Однако для пациентов с недостаточной толстой для менее травматичного метода LASIK роговицей LASEK по-прежнему остается единственным спасением. Что же касается методов с тем же названием, но, к примеру, с приставкой «супер», то они, как правило, помимо более высокой стоимости, отличаются возможностью коррекции «по индивидуальным меркам». Это необходимо пациентам с выраженными особенностями роговицы, которые не поддаются коррекции по стандартным программам.

Перед операцией пациент в обязательном порядке проходит тщательную диагностику зрения, по результатам которой врач определит, возможно ли вообще проводить коррекцию, какую методику при этом использовать и какой результат можно ожидать, исходя из индивидуальных особенностей глаз. Для того чтобы обследование было максимально точным, за три дня до него необходимо отказаться от ношения контактных линз. В некоторых случаях в ходе диагностики выясняется, что пациенту перед коррекцией необходимо провести процедуру по укреплению сетчатки. Тогда операция откладывается на две недели, если же никаких проблем не обнаружено, «ложиться под лазер» можно хоть на следующий же день.

Сама операция длится не более 10–15 минут, затем 2–3 часа после нее пациент должен провести в клинике и только потом вместе с сопровождающим отправляться домой. А для того, чтобы окончательно убедиться, что все прошло успешно, в течение пары недель необходимо возвращаться в клинику для осмотра.

Стремление к совершенству

Если верить некоторым рекламным объявлениям, то можно подумать, что лазерная коррекция – универсальная операция, которая подходит абсолютно всем и способна решить любые проблемы со зрением. Однако это не совсем так. Во-первых, ее нельзя проводить до 18 лет, пока глаз окончательно не сформировался. Также ее не проводят во время беременности и лактации, причем после процедуры материнство стоит отложить как минимум на полгода.

Еще одно обязательное условие для проведения коррекции – стабильность зрения. Поэтому пациентам с прогрессирующей близорукостью с операцией также придется повременить до тех пор, пока все не «устаканится».

Разумеется, ни о каком вмешательстве и речи быть не может при серьезных заболеваниях роговицы и сетчатки, особенно если они не поддаются лечению.

Также не стоит забывать, что лазерная коррекция не гарантирует 100% зрения. Такого результата можно добиться лишь при его относительно небольшом снижении. А, к примеру, в случае сильной близорукости небольшой минус все же останется. Впрочем, в такой ситуации даже частичная коррекция будет весьма кстати: «картина абстракционистов», которую, снимая очки или линзы, видят пациенты с очень плохим зрением, после операции сменится хорошо различимыми, разве что слегка размытыми видами. Кроме того, после операции, когда минус или плюс будет уже не так велик, подобрать очки или линзы станет гораздо легче. Преимущества частичной коррекции также невозможно переоценить для пациентов с астигматизмом, особенно с большой разницей зрения между глазами. В этом случае операция помогает сгладить эти различия.

Цены на лазерную коррекцию зрения низкими не назовешь, но если подумать, что благодаря ей можно навсегда избавиться от ношения очков и контактных линз, траты тут же кажутся более чем оправданными. Итак, предварительная диагностика в московских клиниках в среднем обойдется в 2–4 тыс. рублей. А затем все зависит от сложности случая, и, соответственно, выбора наиболее оптимального метода коррекции. В итоге разброс оказывается довольно приличным: в среднем от 14 до 40 тыс. рублей за один глаз.

"