Posted 20 марта 2007,, 21:00

Published 20 марта 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:45

Updated 8 марта, 08:45

Забытые погорельцы

20 марта 2007, 21:00
Сегодня в Краснодарском крае объявлен траур – вчера страшный пожар в доме престарелых унес жизни 62 человек. Местные жители винят в трагедии власти Ейского района, которые решили отказаться от пожарной части, расположенной в станице Камышеватской. В результате ближайшая часть оказалась в 50 километрах, в райцентре Ейск

Станица Камышеватская, рядом с которой расположен сгоревший дом престарелых, стоит на берегу одноименной косы, уходящей далеко в Азовское море. У людей, стоящих стеной у обгоревшего корпуса дома престарелых, скорбные лица. Женщины плачут и причитают. Страшный пожар унес жизни 61 пациента и медсестры Лидии Печенцовой, ей было 58 лет. Медсестра пыталась спасти беспомощных людей, пока сама не задохнулась угарным дымом. Лидия Печенцова отработала здесь около двадцати лет, помогая опекаемым. Была, по словам коллег, доброй, всегда готовой помочь всем женщиной.

На помощь обитателям дома бросились и местные жители. Александр Супрун, услышав ночью крики, бросился спасать несчастных стариков. Жена и дочка принесли садовую лестницу. С ее помощью эвакуировали со второго этажа многих обитателей камышеватской богадельни. «А пожарные где были, где?!» – кричит в гневе Александр Супрун. Пожарные, ехавшие из Ейска, появились лишь через час. Им пришлось отмахать по ночным проселкам 50 км. Расчет из соседней станицы и вовсе заблудился ночью, проскочив нужный поворот. Словом, появились на месте пожарные только через час после сигнала тревоги.

А ведь еще недавно в Камышеватской был свой пожарный расчет. Об этом «Новым Известиям» рассказала секретарь местной администрации Екатерина Гриценко: «И сейчас есть пожарное депо, там и машины стоят, только правление местного акционерного общества, бывшего колхоза, перестало платить зарплату пожарным, ссылаясь на отсутствие финансирования. Последних пожарных уволили в конце 2005 года».

Известно, что в первый раз пожарная сигнализация сработала в 0.50 ночи, однако сообщение о возгорании поступило в пожарную часть города Ейска только спустя 20 минут. «О пожаре сообщил сторож интерната, – рассказала «Новым Известиям» заместитель начальника отдела информации и связей с общественностью Южного регионального центра МЧС РФ Марина Костюкова. – Дважды сторож не обращал на сигнализацию внимания и только на третий раз вызвал борцов с огнем». Когда пожарные прибыли, первый этаж был весь охвачен пламенем. К этому времени более 60 стариков уже скончались – они задохнулись во сне.

«НИ» связались с Центральной больницей города Ейска. «Сильные ожоги только у одного мужчины и одной женщины, – сообщила «НИ» заместитель главного врача больницы Наталья Борзова. – Большинство получило легкое отравление. Проблема в том, что у людей из-за дыма и стресса обострились их заболевания – последствия инсультов, пульмонологические болезни».

Среди госпитализированных – две санитарки и старшая медсестра Галина Подзолоткина. «Вечером я вместе с санитаркой обошла все здание, были проверены все комнаты, в том числе и та, злополучная, откуда и полыхнуло, – вспоминает Галина. – После полуночи проснулся весьма беспокойный дедушка и заиграл на гармошке. И снова – тишина. «И вдруг мы услышали какой-то нарастающий шорох, как будто кто-то рвал материю. Выглянули в коридор, а там уже полыхало вовсю…» От этих страшных звуков проснулся спасенный 78-летний Евгений Ткаченко: «Мы с женой жили в одной комнате на втором этаже. Проснулись от криков, кругом бушевало пламя». Старый солдат не растерялся. Увидел в окно бегающих людей, открыл ставни, те поставили лестницу. Евгений сполз вниз, а потом помог спуститься супруге.

Вчера в станице Камышеватская экстренно создали штаб. Его представители пытались найти родственников пострадавших стариков. «В основном все местные, но некоторые живут в Краснодаре, – сказала «НИ» представитель из штаба Татьяна Шепель. – А у некоторых стариков вообще никого не было». По словам социальных работников, сами родственники на горячие линии звонили неактивно. Правда, узнав о трагедии, некоторые сразу же приехали к интернату. «Мы с отцом прибыли к сгоревшему зданию, и нам сообщили, что мой двоюродный дедушка 80-летний Борис Макаров погиб при пожаре, – рассказал «НИ» Сергей Булгаков. – Дедушке в пансионате нравилось. Мы его туда поместили 2,5 года назад».

Всем родственникам было решено выплатить материальную поддержку, но сумма еще не определена. «В сельсовете мне уже пообещали, что помогут с транспортом и местом на кладбище, – рассказала «НИ» племянница погибшей Зинаиды Скобко Ирина Хинько. – У нашей 82-летней бабушки была болезнь Паркинсона. Если она вставала с пастели без поддержки, то могла удариться. А там за ней ухаживали постоянно. Кстати, недавно там сделали ремонт – обили белым пластиком стены».

Именно пластиковые панели и новый линолеум выделяли при горении ядовитый дым. К слову, точно такой же ремонт был сделан и в соседнем детском доме – везде яркий пластик, блестящий линолеум.

В МЧС России уже выявили главные причины массовой гибели стариков в доме престарелых. Как выяснили «НИ», в январе прошлого года Государственный пожарный надзор проводил проверку этого учреждения. Были выявлены 36 нарушений правил пожарной безопасности. «В декабре прошлого года в здании проводили проверку, – пояснила «НИ» сотрудник пресс-службы МЧС России Наталья Лукаш. – Выяснилось, что шесть нарушений все еще присутствовали». По утверждению Натальи Лукаш, в числе этих нарушений – частично смонтированная система оповещения, отсутствие спецсредств защиты органов дыхания у медперсонала, а также недостаток огнетушителей.

«Кроме того, в ту злополучную ночь в доме престарелых дежурили три санитарки и одна медсестра, – говорит Наталья Лукаш. – Такими силами обеспечить эвакуацию людей было невозможно. Медперсонал не смог найти ключи и открыть один из эвакуационных выходов». Более того, по словам Натальи Лукаш, «медперсонал, за исключением погибшей медсестры, и не думал заниматься эвакуацией людей».

Заместитель начальника управления государственного пожарного надзора Краснодарского края Валерий Белокобыльский сообщил «НИ», что всего в крае работают 83 дома престарелых и проблемы с пожарной безопасностью есть у всех.

ДОМА ПРЕСТАРЕЛЫХ ГОРЯТ ЧАСТО

14 июня 2006 года в Нижнем Новгороде произошел пожар в доме-интернате для пенсионеров и инвалидов. Обошлось без жертв. Причиной пожара стало короткое замыкание электропроводки в подвале. Эвакуировано 42 человека.
27 апреля 2006 года в Псковской области при пожаре в доме престарелых погибли два человека. Эвакуировано 20 человек. Пожар возник по вине двух пожилых женщин, которые курили в состоянии алкогольного опьянения. Обе женщины погибли.
7 мая 2006 года в городе Кимры Тверской области при пожаре в помещении дома-интерната для престарелых и инвалидов погиб мужчина, который заснул с непотушенной сигаретой.
11 января 2006 года в Таганроге во время пожара в доме престарелых погибли три человека, еще трое были госпитализированы с ожогами. Причиной пожара стало курение в помещении. Все погибшие были лежачими больными.
6 февраля 2005 года в городе Лодейное Поле Ленинградской области в результате пожара в доме престарелых и инвалидов погибли шесть человек. Погибли шесть человек. Возгорание произошло в результате неосторожного обращения с огнем.
30 декабря 2003 года в деревне Вары Пермской области произошел пожар в доме престарелых. Еще до прибытия пожарных 23 человека были эвакуированы персоналом. Обошлось без жертв. Причиной возгорания была признана неосторожность при курении пациента, страдающего психическими расстройствами.
24 сентября 2001 года в городе Благовещенске Амурской области крупный пожар в доме престарелых унес жизни двух человек. Еще 22 человека получили сильные отравления и ожоги различной степени тяжести. Причиной возгорания признали неосторожное обращение с огнем.



Евгений ГОНТМАХЕР, заведующий Центром социальной политики Института экономики РАН:

– Дома престарелых находятся на балансе региональных органов соцзащиты. Соответственно и финансируются они из регионального бюджета. Так было и в Краснодарском крае. Частные дома престарелых пока встречаются очень редко. Это единичные случаи. Все учреждения для пенсионеров сейчас делятся на два отделения. Одно из них предназначено для больных, которые не могут самостоятельно передвигаться, а другое – для пенсионеров, которые способны обслуживать себя самостоятельно. Теоретически в дом престарелых могут принять всех людей пенсионного возраста, вне зависимости от наличия родственников. Но на практике стране не хватает примерно 30% достойных домов престарелых и в них выстраивается очередь. Пенсионеры по закону отдают на свое содержание 75% пенсии. Что касается судьбы квартиры пенсионеров, то она зависит от того, есть ли у них родственники. Конечно, чаще всего в дома для престарелых попадают одинокие люди. Тогда квартира может отойти государству. Если же есть родственники, то наследниками станут они.

"