Posted 20 марта 2006,, 21:00

Published 20 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:18

Updated 8 марта, 09:18

16 лет за ненависть

16 лет за ненависть

20 марта 2006, 21:00
Вчера в Московском городском суде состоялись заключительные прения сторон по делу 20-летнего Александра Копцева, который 11 января ворвался в синагогу и изрезал восьмерых прихожан и охранника. Адвокаты Копцева убеждали суд в том, что у парня проблемы с психикой, и он пришел в синагогу умирать. Представители пострадавши

Вчера на очередном заседании суда по делу резни в синагоге на Большой Бронной улице состоялась словесная баталия между адвокатами Александра Копцева и их противниками – прокурором и адвокатами прихожан синагоги. Присутствующие на суде журналисты решили, что победили последние. По крайней мере, их речи звучали в несколько раз дольше и убедительней, чем у их оппонентов. Подсудимый слушал прения со скучающим видом. Время от времени на его лицо выползала улыбка: когда шла речь о его выкриках в синагоге – «Всех жидов зарежу!», когда зачитали в качестве примера реакции общества нелепые стишки на тему «Копцева – в президенты», когда его адвокат Владимир Кирсанов заявил: «Слава Богу, ничего страшного в синагоге не случилось, никто не умер». Позже адвокат пострадавших Виталий Хавкин отметил в своей речи, что такое поведение подсудимого говорит только об одном – тот не раскаялся.

Гособвинитель Кира Гудим напомнила суду, что в своих показаниях Александр Копцев фактически признал свою вину, подробно описав события вечера 11 января. Также он рассказал следствию, как готовился к походу в синагогу, выписывая адреса московских синагог и заранее попробовав проникнуть в некоторые из них. «Подсудимый отрицал только то, что он шел убивать, – сообщила Кира Гудим. – По словам Копцева, он лишь хотел покалечить как можно больше людей». Однако, по мнению прокурора, все действия Копцева были направлены на убийство. Ножевые удары, которые наносил прихожанам синагоги фашиствующий москвич, пришлись в верхние части тела, где расположены жизненно важные органы и главные кровеносные артерии. Любой из этих ножевых ударов мог стать смертельным. «Некоторые раны в глубину достигали 17 сантиметров, а длина ножа – чуть больше 18 сантиметров, – добавил адвокат потерпевших Вадим Клювгант. – То есть Копцев всаживал в людей нож по самую рукоятку». Кроме того, на вопрос раввина Ицхака Когана, зачем Копцев пришел в их синагогу, тот сразу ответил: «Чтобы убить вас!», а затем накинулся на людей. Это же прозвучало после того, как парня обезоружили.

Тем не менее адвокат Нелли Архипова умудрилась спутать показания своего подзащитного. «Копцев заявил: «Умереть!», он пришел в синагогу умирать, так как хотел покончить жизнь самоубийством», – заявила госпожа Архипова. Эта фраза вызвала недоумение со стороны обвинения, так как все слова Копцева были зафиксированы в протоколе. Адвокаты пострадавших тут же назвали подсудимому «множество способов суицида, которые не подразумевают нападение с ножом на людей».

Во время заседания суда постоянно поднималась тема разжигания национальной и религиозной нетерпимости. «Я хотел быть первым, хотел быть примером», – заявлял в показаниях Александр Копцев, объясняя желание нанести урон еврейской общине. Он хотел, чтобы у него появились последователи. «Закон не требует результата действий, разжигающих национальную и религиозную рознь», – напомнил судье Вадим Клювгант. По словам адвоката, уголовная ответственность наступает уже за действия, но тем не менее результат уже есть. В ряде городов, в том числе в Ростве-на-Дону, в Санкт-Петербурге, синагоги подвергались нападению нацистов. В связи с этим Вадим Клювгант попросил судью отправить постановление в силовые структуры и обязательно в ФСБ и Министерство юстиции с требованием обратить внимание на неудовлетворительную работу органов по расследованию фактов экстремизма, по выявлению экстремистских групп и лиц и пресечению их деятельности.

По мнению стороны обвинения, в деле Александра Копцева нет ни одного смягчающего обстоятельства. По мнению его защитников, такие обстоятельства есть. Адвокаты Копцева попытались представить подзащитного человеком с психическими отклонениями, который не отвечает за свои действия. Ранее комиссия Института судебной психиатрии им. Сербского вынесла свой вердикт: Копцев ограниченно вменяем, страдает шизотипическим расстройством психики. Поэтому адвокаты попросили суд отнестись к 20-летнему парню со снисхождением. Однако оппоненты защиты сослались на Уголовный кодекс: «Закон не требует смягчать наказание, а лишь учитывать наличие расстройства при вынесении наказания, например, добавить принудительное лечение у врача-психиатра», – сообщил Вадим Клювгант.

В заключение прокурор потребовала для Копцева наказания в виде 16 лет лишения свободы. Следующее заседание назначено на 22 марта. В этот день подсудимый выступит с последним словом, а затем судья удалится для вынесения приговора.

"