Posted 20 марта 2006,, 21:00

Published 20 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:19

Updated 8 марта, 09:19

Не упрекай его без нужды

Не упрекай его без нужды

20 марта 2006, 21:00
Каждый год чартерные авиарейсы вывозят за пределы родины и возвращают обратно сотни тысяч россиян. При этом пассажиры нередко упрекают чартерных перевозчиков: мол, и рейсы задерживаются, и сервис не всегда на высоте, и самолеты бывают ненадежные… А представители туристической и авиационной отраслей утверждают, что в

Согласно определению, чартер – это договор между владельцем воздушного судна и нанимателем (говоря профессиональным языком – фрахтователем) об аренде судна на определенный срок или рейс. Иными словами, организатором чартерных программ выступает не авиакомпания, а наниматель, заказчик – то есть в нашем случае турфирма, которая полностью выкупает емкость самолета для последующей реализации по своему усмотрению. Так, она может загружать весь борт собственными силами или же продать часть мест (так называемые блоки) коллегам. В этом случае заказчик выступает консолидатором рейса и несет большую часть ответственности.

Ошибочно считать, что чартеры существуют лишь для того, чтобы составить альтернативу более дорогим, с точки зрения пассажира, регулярным рейсам. На самом деле, туроператор запускает подобные программы, как правило, в двух случаях: когда спрос на направление значительно превышает возможности регулярной перевозки и когда прямые регулярные рейсы до пункта назначения просто отсутствуют, а число желающих туда попасть достаточно велико. Последнее обстоятельство особенно играет на руку туристам: им не приходится совершать пересадку в транзитном аэропорту, а время и цена перелета сокращаются порой в два-три раза.

Помимо «Аэрофлота», который в последнее время публично дистанцируется от чартерной авиации, хотя пока еще и не отказался от нее совсем, чартерные перевозки осуществляют большинство российских авиакомпаний. Большинство таких рейсов стартуют из Москвы. «Столичный рынок чартерных перевозок весьма привлекателен для любой авиакомпании, и его спрос до конца еще не удовлетворен. Поэтому я, наверное, не ошибусь, если скажу, что почти все более или менее крупные перевозчики выполняют из столицы хотя бы по одному-два чартерных рейса в сезон», – говорит руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Юрчик.

Наиболее заметные российские «чартерники» – это «Трансаэро», «КрасЭйр», «Сибирь», «Домодедовские авиалинии», «Ютэйр», существующие уже много лет, а также компания «ВИМ-Авиа».

В России летают и слоники

Эксплуатируя свой воздушный парк, любая авиакомпания ориентируется в первую очередь на сочетание маршрутов. Поэтому с точки зрения безопасности самолеты, выполняющие чартерные перевозки, ничем не отличаются от лайнеров на регулярных рейсах – просто потому, что одна и та же машина может сегодня совершить регулярный полет, а по возвращении из него отправится в чартер. Более того, в последнее время наш турист научился неплохо ориентироваться в воздушных судах, и туроператоры, формируя свои программы, вынуждены это учитывать.

Компания «ВИМ-Авиа» сумела неплохо развиться во многом благодаря тому, что изначально сделала ставку на Boeing 757-200.

Сейчас иностранная техника пополнила ангары многих авиакомпаний. Например, «Сибирь» в нынешнем году взяла в лизинг пять лайнеров Boeing 737-500 и столько же машин Airbus A310. До конца 2006 года планируется увеличить количество машин зарубежного производства до 20 единиц. Аналогичным образом поступила «Калининград Авиа», пополнив свой парк несколькими Boeing 737-300. К 2007 году компания рассчитывает иметь уже 19 машин данной марки. Однако самым «масштабным» можно назвать приобретение авиакомпаний «Трансаэро» четырех Boeing 747-200, на авиационном сленге называемых «джамбо» («слоник»), способных перевезти в два раза больше пассажиров, чем любая другая из названных моделей. Компания располагает также Boeing 767-300, Boeing 767-200, Boeing 737-400 и Boeing 737-300. В общей сложности импортный парк «Трансаэро» насчитывает 15 воздушных судов. Имеется два Boeing 767-200 и у компании «КрасЭйр».

Власти велели не задерживаться

Чаще всего недобрым словом общественность поминает чартерные рейсы, когда приходят сообщения об очередной группе туристов, застрявших в том или ином аэропорту. На самом деле, задержки отнюдь не редкость и на регулярных маршрутах. Кстати, один из наиболее заметных инцидентов произошел прошлым летом с тем самым трансаэровским «джамбо», не сумевшим отвезти туристов чартером в Хорватию из-за поломки в воздушной гавани Тель-Авива, откуда должен был совершить регулярный рейс. Просто к чартерным рейсам приковано больше внимания, и каждый такой эпизод становится событием, утверждают специалисты.

Однако для пассажиров в данной ситуации кое-какие отличия все же имеются. В случае задержки регулярного вылета обладателей билетов на него могут вывезти следующим рейсом или рейсом дружественной авиакомпании-партнера. Клиентам же чартерных перевозок придется ждать устранения причин заминки или специального резервного борта, который не всегда имеется в наличии. Отсюда и многочасовые ожидания в аэропорту с рассказами о страшной необязательности чартерных перевозчиков. Однако и сам пассажир, покупающий билет на чартерный рейс, должен понимать, что сталкивается с особым видом перевозок, – он платит меньшие деньги и, соответственно, получает меньший набор услуг, говорит Александр Юрчик.

В минувшем году после нескольких летних скандалов Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) предприняло попытку урегулировать организацию чартерных перевозок. В сентябре было издано распоряжение, устанавливающее более жесткий порядок и условия согласования таких программ. В основном это касается обязательного наличия резервных бортов, количество которых определяется в зависимости от величины воздушного парка авиакомпании и длительности выполняемых ею полетов. Как сообщили в руководстве ФАВТ, отказов в разрешении на выполнение чартерных программ в зимнем сезоне никто не получил, но некоторым авиакомпаниям, включая лидеров рынка, были сделаны предупреждения. Им пришлось скорректировать свои планы, отказаться от авантюрных проектов (когда заказов берется больше, чем компания в состоянии выполнить), и регулярность чартерных рейсов повысилась. Можно сказать, что зимний сезон 2005-06 прошел относительно спокойно (за исключением двух случаев: в январе на 32 часа по погодным условиям был задержан рейс «Газпром-Авиа» Москва – Инсбрук, а в феврале из-за поломки самолета с многочасовым опозданием приземлился рейс «ВИМ-Авиа» Москва – Анталья). Впрочем, руководство ФАВТ предупредило: не стоит воспринимать его распоряжение как стопроцентную гарантию того, что теперь чартеры будут работать, как регулярные линии. А вот опасения экспертов по поводу возможного уменьшения числа чартерных программ и увеличения стоимости авиабилетов не оправдались. На некоторых направлениях в начале сезона даже наблюдался переизбыток авиарейсов, и, как следствие, билеты продавались ниже установленной цены.

Рейсовое равноправие

Если в случае задержки рейса пассажир чартера находится в менее выгодных условиях, чем его «собрат» с регулярного маршрута, то во всем остальном их права равны. Когда срок ожидания вылета превышает 6 часов, авиакомпания, выполняющая чартерный рейс, точно так же обязана предоставить своим пассажирам гостиницу на весь период ожидания и горячее питание. Подчеркнем: именно перевозчик, а вовсе не турфирма – организатор рейса, к которой, как правило, и адресуют свои претензии раздраженные туристы. Если же авиакомпания не выполнила данных обязательств, человек вправе обратиться за компенсацией в суд.

А вот питание на борту во время полета, которое вызывает, пожалуй, больше всего нареканий со стороны клиентов чартерной авиации, обеспечивает как раз туроператор. Точнее, он его оплачивает, и от размера финансовых вливаний зависит качество предоставляемых пассажирам еды и напитков. Финансирование же, в свою очередь, зависит от маршрута. Претензии чаще высказывают туристы, отправляющиеся в страны массового отдыха. Впрочем, порой питание на чартерных рейсах даже лучше, чем на регулярных. «Однажды заказчик рейса попросил обслуживать всех пассажиров по высшему разряду, добавить в меню икру и прочие деликатесы», – говорит директор по связям с общественность «Трансаэро» Сергей Быхал.

В целом же стандарты сервиса едины и зависят не от регулярности рейса, а от уровня перевозчика, который его выполняет. «У нас одинаковые самолеты, летчики и бортпроводники на всех рейсах, в независимости от того, чартерные они или регулярные. Авиакомпании нет смысла пренебрегать интересами пассажиров чартерных рейсов, ведь они могут вернуться в качестве клиентов ее регулярных маршрутов», – говорит Сергей Быхал. Правда, для пассажиров своих регулярных рейсов «Трансаэро» оплачивает экспресс с Павелецкого вокзала до «Домодедово». Но и туроператор при желании может договориться об аналогичных услугах – прецеденты уже были. Вот что не распространяется на пассажиров чартерных рейсов вовсе – это накопительные бонусные программы авиакомпаний. Как поясняют подобную политику в пресс-службе альянса AirUnion, лидером которого является «КрасЭйр», «в бонусных программах предусмотрено поощрение часто летающих пассажиров, а такие пассажиры, как правило, пользуются регулярными рейсами».

В поисках дешевизны

Принято считать, что билеты на чартерный рейс можно приобрести только в составе турпакета. Поскольку заказчик данной перевозки оплачивает ее полностью, авиакомпания не имеет права продавать билеты на чартерные маршруты – в обычных авиакассах их и, правда, не найдешь. Да и сам по себе подобный рейс организуется с определенными целями и в принципе не предполагает распродажи посадочных мест. Однако при желании купить билет на чартер все же можно. Подобную услугу, например, предлагают некоторые брокерские системы в Интернете. Проще же всего обратиться непосредственно к туроператору или в агентство, с которым тот сотрудничает. Информацию о чартерах и предложения о продаже билетов можно найти на профессиональных туристических порталах.

Конечно, наиболее легко приобрести вожделенный проездной документ, когда он начинает «гореть», то есть до вылета остается несколько дней, а место не продано. Но есть шанс купить его и задолго до запланированной поездки. Как известно, у каждого направления существуют пиковые моменты и низкий сезон. И если, например, оператор изначально знает, что в конце февраля на горнолыжных курортах начнется низкий сезон, он готов продать билеты на эти даты. Стать счастливым обладателем чартерного билета на высокие даты, скажем, такие, как Новый год, не столь просто, но теоретически тоже не исключено.

Билет на чартер отдельно от турпакета, разумеется, будет стоить дороже, чем вкупе с ним. Но такая покупка все равно выгоднее, чем приобретение билета на регулярный рейс. Соотношение цен зависит от направления. Чартерные тарифы в европейские страны, по словам некоторых экспертов, могут быть на 300% ниже регулярных, если же говорить о дальних направлениях – здесь разница не так существенна: от 50 до 100%.

Ощутимый минус чартерных билетов заключается в том, что выписываются они, как правило, в последний момент – за день-два до вылета, а то и вовсе привозятся сотрудником турфирмы непосредственно в аэропорт. Это заставляет порой волноваться. К тому же чартерный билет нельзя обменять или сдать. Впрочем, как уверяют представители туристического рынка, это правило относится и к билетам на регулярные рейсы, продаваемые по самым низким тарифам. При этом стоят такие билеты все равно раза в полтора выше, чем чартерные. Зато чартерный билет, в отличие от регулярного, можно без проблем передать другому лицу.

"