Posted 20 февраля 2012,, 20:00

Published 20 февраля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 02:29

Updated 8 марта, 02:29

Весна покажет

20 февраля 2012, 20:00
Жители подмосковной Электростали боятся, что дороги в их городе «потекут» с приходом весны. Деньги на их прокладку были выделены в конце августа. Но пока городские власти провели электронный аукцион по всем правилам, пришла осень. В итоге новый асфальт положили только в конце ноября прошлого года. Проводить строительны

Жители Электростали были возмущены тем, что власти решили отремонтировать дороги буквально «за полчаса до зимы». Дело в том, что субсидии на ремонт администрация Электростали получила только 23 августа. Городские депутаты вместе с представителями управления архитектуры и градостроительства определили перечень мест, требующих срочного внимания. Уже через пять дней, 28 августа, Управление жилищно-коммунального хозяйства поручило своему подразделению – муниципальному учреждению «Управление муниципального заказа» (МУ «УМЗ») – подготовить документы для размещения заказа на электронных торгах. По федеральному закону №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» информация должна «висеть» на сайте 30 суток, чтобы все претенденты могли с ней ознакомиться. Еще 15 суток отводится на сам аукцион. 10 дней выделяется на возможное обжалование участниками его итогов. Все сроки заказчики выдержали, поэтому торги прошли только во второй половине октября.

Аукцион выиграла организация «Проектируем и строим». Заказчики проверили ее благонадежность. Фирма зарегистрирована в Москве, имеет хорошие отзывы заказчиков и в столице, и в Воронеже. Однако к выполнению работ приступила совсем другая контора – «Гурген-хаус». Загвоздка оказалась в том, что 94-й закон не запрещает победителю торгов перепоручать свой заказ другим фирмам, так называемым «субподрядчикам». «Даже зная, что работы будет проводить не та фирма, которая выиграла подряд, мы не имеем права воспрепятствовать», – комментирует «НИ» сложившуюся ситуацию и.о. начальника МУ «УМЗ» Евгений Соловьев. – Единственное, что мы можем, – оговорить в заключенном договоре соблюдение всех ГОСТов, СНИПов. Строители, согласно документу, будут отвечать за состояние «своих» дорог два последующих года и исправлять все недоделки исключительно за собственный счет».

В общей сложности уложили порядка 65 тыс. квадратных метров асфальта, а бордюров установили более 15 тыс. метров. Только количество еще не показатель качества. Так, во дворе дома №25 по улице Николаева дорогу проложили так, что щебень вылезал из-под асфальта. Наш корреспондент спросила у трудящегося неподалеку строителя, почему возник брак. Ответ был таков: «Мы ночью работали, не заметили. Исправим». Исправили или нет, не известно, через пару дней пошел снег, и дорогу занесло.

Евгений Соловьев отметил, что, несмотря на все условия договора, у него «нет полной уверенности, что по весне на вновь уложенных дорожках не появятся ямы, колдобины». «Законотворцы специально оставили в законе коррупционную лазейку, – отмечает в интервью «НИ» адвокат Евгений Черноусов. – Кто выиграл тендер, тот и должен выполнять работы. В противном случае, если компания-победительница не может выполнить свои обязательства сама, то нужно проводить повторный тендер. Иначе возможность передавать свои обязанности на выполнение работ нарушает всю логику электронных торгов».

«Не важно, кто выполняет работы – компания-победительница или ее субподрядчик, – объясняет «НИ» заведующий кафедрой региональной экономики и экономической географии Высшей школы экономики Алексей Скопин. – Важно, чтобы в документе был четко прописан результат. Надо обязать компанию не просто проложить 5 километров какого-то асфальта, а положить его так, чтобы водители могли по нему ездить в течение 20 лет».

«В договоре мы предписываем штрафы и пени подрядчика, если он срывает выполнение заказа, – говорит г-н Соловьев. – Но когда организация не желает добровольно выполнить это условие, мы обязаны с ней судиться. Арбитражный суд Московской области дела рассматривает в лучшем случае в течение года. И все это время деньги, выделенные на заказ, «омертвляются». Их нельзя тратить. Если работы нужно выполнить срочно, городу приходится вновь изыскивать деньги и проводить аукцион. А, как известно, лишних средств в местных бюджетах не наблюдается».

Тем временем чиновники винят в колдобинах на дорогах действующее законодательство. По нему заказчик, то есть муниципальное предприятие, не имеет права на первом этапе электронных торгов узнать, кто, собственно, собирается у него работать: фирма с хорошей репутацией или однодневка. Это будет известно только после аукциона, поскольку все участники на первом этапе выступают только под номерами. Далее у заказчика есть всего четыре дня, чтобы навести справки о фирме-победительнице. Надо послать запросы в налоговую инспекцию, узнать, состоит ли организация в едином государственном реестре юридических лиц. «Бывало, фирм-победительниц в нем не оказывалось», – подчеркивает г-н Соловьев.

По мнению Алексея Скопина, этот частный случай в Электростали обнажает системную проблему российской экономики. «Бюджетные средства распределяются только к середине года, а деньги на места приходят только к октябрю-ноябрю. И потратить их власти должны именно в этом году. Обществу может показаться абсурдом – прокладывать асфальт зимой, но с точки зрения управленцев все разумно, – отмечает профессор. – В итоге власти успевают потратить на муниципальные нужды только 20–25% выделенной суммы, а остальная часть остается неосвоенной. Эти деньги потом частично выплачивают чиновникам в качестве премий за «экономию госрасходов», а остальное выводят в офшоры за границу через фирмы однодневки».

"