Posted 21 января 2020,, 17:54

Published 21 января 2020,, 17:54

Modified 7 марта, 15:03

Updated 7 марта, 15:03

Лайфхак от эксперта: как правильно оформить ДТП на автомагистралях

Лайфхак от эксперта: как правильно оформить ДТП на автомагистралях

21 января 2020, 17:54
Вопреки распространенному мнению, после аварии на автомагистрали, не просто можно, а жизненно необходимо отъехать с места происшествия в безопасное место

Начальник ситуационного центра ЦООД Александр Евсин опубликовал в своем блоге крайне важный для всякого шофера пост о том, как следует вести себя, попав в ДТП на автомагистрали с интенсивным движением:

«Вести" выпустили сюжет о проблеме оформления ДТП на МКАД. Спасибо за внимание к проблеме! За это благодарен. Но есть ложка дёгтя: Не считаю правильным, когда журналисты своими формулировками вольно или невольно усугубляют заблуждения людей. Съезд на обочину для оформления ДТП - не является оставлением места ДТП! Оставление места ДТП - это когда участник скрывается вообще с места ДТП, желая избежать ответственности. А в данном случае это принятие необходимых мер безопасности для оформления ДТП в ближайшем более безопасном месте! Любой, кто подвергся прессингу, может обратиться в ЦОДД и мы официально ответим. В среду буду разговаривать с руководством ЦОДД, чтобы официально разместить позицию организации с юридическим обоснованием на сайте.

Жаль, что в сюжет вошла лишь моя короткая фраза про трагичность. Я там гораздо больше сказал. Поэтому повторю здесь и прошу ознакомить с этим побольше людей, поскольку трагедии происходят из-за неоднозначных формулировок и непонимания людьми опасности, которой они подвергаются.

Итак.

Факт, что текст пункта 2.5 ПДД содержит формулировку, которая заставляет сделать роковую ошибку, оставшись например ночью на магистрали в полосе движения. Там написано «обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство». Это заставляет простых людей делать смертельно опасную ошибку, а также даёт поле для злоупотребления для недобросовестных или неграмотных сотрудников.

Между тем, ПДД и система права на этом пункте не заканчиваются. Далее есть п.2.6.1, согласно которому вы можете запомнить обстоятельства ДТП, съехать на обочину и оформить ДТП схемой. Да, там есть слово «зафиксировать». Друзья мои, человечество большую часть своего существования, вообще не имело фотоаппаратов и смартфонов - зафиксировать событие можно и в памяти, и на бумаге. Более того, написано «любыми возможными способами зафиксировать», так вот в условиях скоростной магистрали «любой возможный способ» - это сначала память и бумага, и только потом на обочине фотографирование повреждений. Выходить и фотографировать в полосе движения на магистрали, когда мимо вас постоянно пролетают куски железа весом от тонны и выше на скорости 100 км/ч - невозможно, поскольку является изощренным методом самоубийства.

Далее, в подавляющем большинстве ДТП на магистрали характеризуются однозначно понятной ролью участников по характеру повреждений. При этом при сложных траекториях (боковых ударах и пр.) расположение транспортных средств после ДТП часто также сохраняет неоднозначность, ввиду того, что машины останавливаются не мгновенно. Никакого толка стояние в полосе в таком случае нет.

Далее. Раздел 16 ПДД однозначно запрещает остановку на магистралях и дорогах для автомобилей. И требует при вынужденной остановке (ДТП частный случай вынужденной остановки) - немедленно уйти с полосы движения на обочину. Однозначно и без всяких оговорок. Это очень серьезный запрет, не менее важный, чем запрет проезда на красный свет.

Далее. Даже если бы (если бы!) в ПДД был прямой запрет на перемещение в безопасное место, даже это не является причиной для ожидания смерти в полосе движения. Потому что есть более высокая по приоритету ст.2.7 КоАП «Крайняя необходимость», которая разрешает и предписывает гражданину отклоняться от административных требований в случае, если это влечёт угрозу жизни и здоровью. Остановка на магистрали в полосе движения - это чрезвычайная опасность для жизни и здоровья! Думаю, это всем должно быть понятно. Одной ст.2.7 достаточно чтобы совершенно не боясь никаких административных последствий съезжать на обочину.

Плюс. Требования ФЗ «О безопасности дорожного движения» ставят однозначный приоритет безопасности над экономическими вопросами. Кто и как будет чинить бампер, вопрос чисто экономический. А вот ожидание в полосе движения магистрали - вопрос жизни и смерти. Особенно это опасно в темное время суток.

ГИБДД обязана обращать внимание в первую очередь на вопросы безопасности. Любой инспектор ГИБДД прекрасно понимает опасность остановки на магистрали. А тот кто не понимает - профессионально не пригоден к работе в ГИБДД.

Теперь страховые компании. Неужели непонятна даже экономическая составляющая? Что дешевле, починка царапины на бампере или вмятины на крыле, или оплата тотального ущерба сразу нескольких машин, сопряженная с выплатами по здоровью или смерти? Да сотня поцарапанных бамперов выйдет дешевле, чем одна тотальная авария с трупами! Подумайте над этим.

Поэтому алгоритм может быть только такой.

1. Если на магистрали пробка и ДТП случилось при плотном нескоростном движении, то ок - лишние свидетельства не помешают, в такой ситуации допустимо быстро выйти из машины, быстро сфотографировать и тут же съехали на обочину. Это вообще прямое выполнение требований п. 2.6.1 действий водителя при ДТП.

2. Если на магистрали разряженное скоростное движение (особенно ночь!), как только вы поняли что кто-то поцарапал бампер - не надо останавливаться в полосе движения, выходить и пытаться поставить знак аварийной остановки, выходить фотографировать - уже в этот момент вы в чрезвычайной зоне риска. Поэтому если вас в условиях скоростного движения на магистрали стукнули в бампер, включаете аварийку и смещаетесь на обочину. Там останавливаетесь, рисуете схему ДТП, оформляете ДТП и если оно выходит за рамки европротокола ждёте полицию.

Люди не понимают опасности остановки на магистрали. Например, если бы ДТП случилось на ж/д переезде, полагаю мало кто бы стоял и ждал когда их собьёт поезд. В случае железной дороги, опасность явна и понятна. Люди ее понимают! На магистрали степень опасности не меньше!!! Да, статистически большинство машин объедет конечно, но машины на магистрали едут ежесекундно мимо нас. Ничтожность вероятности наезда на вас одиночной машины тысячекратно компенсируется количеством проезжающих машин!

Этому есть математическое объяснение. Даже если каждый водитель не делает ошибку с вероятностью 0.99, то статистически, из 100 проезжающих мимо вас ВСЕ машины не сделают ошибку с вероятностью 0.99*0.99*0.99 и таких перемножений будет 100, уже к сотому проезду ваша вероятность не пострадать составляет лишь 0.3!!! Т.е. статистически весьма вероятна. А к 300-му проезду вероятность не пострадать равна 0.03 - то есть статистически неизбежна! Это чистая математика. Подробнее об этом.

Это очень важно и является вопросом жизни и смерти без всякого преувеличения. Очень хорошо, что Вести осветили эту проблему. Невероятно больно и трагично смотреть на гибель людей, которые просто не понимают опасности и не знают, что делать. Надеюсь эта проблема будет решена как можно быстрее. Я бы изменил формулировки в ПДД и прямо прописал бы ОБЯЗАННОСТЬ водителя при ДТП на магистрали и дороге для автомобилей немедленно съехать на обочину или в безопасное место. И провёл бы широчайшую пропагандистскую работу по этому вопросу! А также внёс в экзамены на права, как обязательный вопрос. Тем не менее и сейчас есть все нормы права, чтобы не рисковать своей жизни и жизнью окружающих.

Пожалуйста. При ДТП на магистрали никогда не оставайтесь в полосе движения. Также прошу журналистов, не обсасывать невнятные формулировки, вводящие в заблуждение и не пугать «оставлением места ДТП», а прямо и настойчиво говорить, что нельзя рисковать своей жизнью и нужно уходить в безопасное место. Кого волнует юридическая сторона дела - одна лишь ст.2.7 КоАП «Крайняя необходимость» делает съезд на обочину совершенно юридически обоснованным. Выбор должен быть не нелёгким, а легким и однозначным - Жизнь и Здоровье важнее разбора кто кому поцарапал бампер.

"