Posted 20 января 2015,, 21:00

Published 20 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:52

Updated 8 марта, 03:52

Трудная дорога к храму

Трудная дорога к храму

20 января 2015, 21:00
На днях губернатор Смоленской области Алексей Островский утвердил план передачи местной епархии зданий, в которых сегодня расположен объединенный мемориальный музей Юрия Гагарина. Процесс передачи «имущества религиозного назначения» в собственность РПЦ в регионах ведется уже давно и не обходится без скандалов. Новые по

Расположенные в городе Гагарине Смоленской области Благовещенский собор, Тихвинская церковь и Церковь скорбящей Божьей Матери скоро окажутся в собственности Смоленской епархии. В довесок к культовым зданиям РПЦ получит приходской дом и подвал купеческого дома XIX века. Расположенному в них сейчас историко-краеведческому отделу музея Юрия Гагарина и художественной галерее придется искать новое место. Пока предполагается, что экспонаты и фонды музея переедут в здания Центра детского творчества и районного узла связи, которые предстоит еще отремонтировать. В какой мере этот процесс может нарушить работу музея, который с 1980-х годов работал в храмах, администрация музея «НИ» комментировать не стала.

Такой же процесс пережил недавно Зал камерной и органной музыки в Челябинске, располагавшийся ранее в храме Александра Невского на Алом поле: его работа во время переезда была прекращена более чем на год. Когда храм оказался передан РПЦ, Органный зал выселили в бывший кинотеатр «Родина». Реставрация здания кинотеатра, находившегося в аварийном состоянии, создание нового зала, перенос органа и его последующая модернизация обошлись бюджету области в 680 миллионов рублей. Первый концерт в новом зале состоялся 25 декабря минувшего года. Первые зрители сетуют, что в старом помещении акустика была гораздо лучше.

«Я считаю весь этот переезд совершенно бессмысленным. Нам говорили, что люди не могут жить без этой святыни, им негде молиться. Я ходила в храм. В обычный день я не видела там больше 30 человек, а всего 120 человек набирается во время больших праздников. Такое количество верующих вполне могло бы разместиться в других церквях и храмах», – сказала «НИ» постоянный слушатель Органного зала и активист, выступавшая против переноса органа в новое здание, Маргарита Болховская.

Она отмечает, что на потраченные деньги на Алом поле можно было бы построить часовню, а службы в Органном зале проводить только по большим праздникам. «Многие говорят, что в новом зале звучание уступает прежнему. Владимир Хомяков, народный артист России и хранитель органа, в старом помещении называл звучание идеальным, а в этом он употребляет только слово «хорошо», – говорит г-жа Болховская. Ее также возмущает то, что у музыкантов и зрителей украли половину концертного сезона: «Афиша была расписана до конца апреля 2014 года. В октябре концерты собирались возобновить. В итоге в ноябре инструмент чуть не вывезли в неподготовленное еще здание «Родины», лишили дохода филармонию, музыкантов, которым еще и негде было репетировать».

Процесс передачи РПЦ имущества и земель, которые были отняты у нее в первые годы советской власти, начался сразу после распада СССР – с распоряжения президента РФ «О возвращении Русской Православной Церкви строений и религиозной литературы» в 1991 году. В 1995 году правительство закрепило порядок передачи религиозным организациям имущества, в 2001-м – определило термин «имущество религиозного назначения». А в 2010 году президент РФ подписал Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Представители церкви тогда заговорили о «восстановлении исторической справедливости».

Именно после появления этого документа началась массовая передача РПЦ различных зданий и земель. Сразу в нескольких регионах зазвучали протесты людей, которые не хотели отдавать в распоряжение церкви музеи, поликлиники, объекты культуры.

Фото: ОЛЬГА ШВЕЙЦЕР

Так произошло два года назад и со зданием поликлиники при детской инфекционной больнице №12. Архитектурный ансамбль, состоящий из двух зданий на Ленинградском проспекте, 16, был частным домом княгини Черкасской, рядом с которым она построила храм и богадельню. Сочтя здание, где располагалась поликлиника, «предназначенным для обслуживания имущества религиозного назначения», РПЦ предъявила на него претензии.

Кстати, одно из зданий того же комплекса было передано церкви еще раньше – в 1999 году. Как убедились активисты, отстаивавшие поликлинику, то здание РПЦ сдала в аренду, и там была открыта… клиника пластической хирургии. «Нам удалось доказать в суде, что здание использовали не по назначению, и РПЦ там открыла православную школу. Во втором же здании поликлинику пока оставили. Было решено, что здание передадут Московской патриархии только после того, как в 2017 году построят новый корпус. Надеюсь, что ситуация не обострится, ведь новую поликлинику строить еще не начали», – рассказала «НИ» координатор движения «За достойную медицину» Алла Фролова.

Похожий спор возник недавно вокруг Троице-Лыковского парка на берегу Москвы-реки в столичном районе Строгино. Здесь стоит храм Живоначальной Троицы XVII века и храм Успения Божьей Матери XIX века, который был внесен в список памятников архитектуры мирового значения еще Лигой Наций в 1935 году. Парку официально присвоен статус памятника садово-паркового искусства, зоны особо охраняемого ландшафта и охраны историко-культурных объектов. Напомним, Федеральный закон №73 «Об объектах культурного наследия» гарантирует свободный доступ на территорию парков-памятников.

Тем не менее свободного доступа в парк сегодня нет: его ограничивает РПЦ. Сначала людей не пускали под предлогом реставрации храма Троицы. На деле же за забором происходило постепенное разрушение экологии парка и постройка неразрешенных объектов, что в 2012 году было официально признано межрайонной природоохранной прокуратурой Москвы. В результате настоятеля храма Успения Божьей Матери Стефана Пристая перевели в другой храм, а Троице-Лыковскую усадьбу передали в ведение патриарха Кирилла, который решил разместить там подворье Покровского женского ставропигиального монастыря, управляемого игуменьей Феофанией. Она пообещала облагородить территорию и пускать людей на территорию парка. До сих пор, однако, рядовым москвичам туда путь заказан.

«Сейчас там находится 75 монахинь, стоит забор», – сказал «НИ» расследующий эту историю член общественного экологического совета Москвы по СЗАО, создатель и координатор общественного движения «Открытый берег» Сергей Менжерицкий. Он отмечает, что по закону нельзя ограничивать доступ граждан к объектам культурного наследия. «Это все равно, что если бы вас перестали пускать в Тадж-Махал. Сейчас же в Троице-Лыково закрыт доступ и к парку, и к реке, и к храмам. Все обращения к властям заканчиваются отписками. Нам отвечают, что доступ закрыт в целях безопасности граждан: падают деревья и реставрируют храм Троицы, который и так был недавно отреставрирован», – заметил г-н Менжерицкий.

Вызывает сегодня вопросы и ситуация с кирхами и замками в Калининградской области, переданными РПЦ после 2010 года. Местные историки и краеведы все это время недоумевают, почему православной церкви были отданы католические и протестантские святыни. Кроме того, как выяснилось недавно, у местной церкви нет денег для поддержания старинных зданий в надлежащем состоянии. В итоге сегодня они превращаются в руины. Интервью с историком и главным архивистом Государственного архива Калининградской области Анатолием Бахтиным, посвященное этой проблеме, «НИ» опубликовали в номере от 15 января.

«Если какая-то организация занимала церковное здание, а теперь ей предлагают переехать, то это всегда на пользу. Как правило, она получает современное помещение, которое лучше предыдущего и удобнее в эксплуатации», – выразил свое отношение к происходящему протодиакон Андрей Кураев. А настоятель московского храма мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский в разговоре с «НИ» заметил, что условия передачи зданий могут быть разными, и в каждом случае нужно разбираться отдельно.

Церковники Германии ежегодно получают до 15 миллиардов бюджетных евро

Несколько лет назад в немецкой прессе разгорелся скандал, связанный со строительством гигантского католического церковного центра в Мюнхене. Стоимость проекта была баснословной: около 134 миллионов евро. Из них 86 миллионов – на покупку здания, а остальные средства предназначались на его ремонт и реконструкцию. Объясняться за такую расточительность перед общественностью и папой римским пришлось епископу Мюнхенскому и Фрайзингскому Райнхарду Марксу. К слову, этот кардинал является одним из самых высокооплачиваемых священнослужителей Германии: его зарплата составляет 11,5 тысячи евро в месяц, а жилье (90-метровая трехкомнатная квартира во дворце Хольнштайн) в соответствии с его саном оплачивается из церковной казны.
Всего же во владении немецкого епископата находится 7 тысяч объектов недвижимости. В соответствии с принципом независимости управления церковным имуществом никакие религиозные организации в Германии не обязаны отчитываться о своих доходах и расходах. Но финансовые дела немецких церковников оставались в тайне лишь до череды имущественных скандалов, которые разгорались в основном вокруг католических епархий. Как выяснилось, самой богатой в Германии является архиепархия Кёльна. Ее имущество оценивалось в 166,2 миллиона евро. Глава архиепархии кардинал Йоахим Майснер живет в квартире площадью 246 квадратных метров, а его ежемесячная зарплата составляет более 11 тысяч евро. По оценкам независимых экспертов, общее состояние католической и евангелической церквей Германии – порядка 430 миллиардов евро.
Католическая и евангелическая церкви получают прямые дотации от государства. Они составляют приблизительно 460 миллионов евро ежегодно – и это без учета государственных субсидий церковным благотворительным фондам. А общая сумма бюджетных вливаний на нужды церкви, включая налоговые и финансовые льготы, по оценкам некоторых экспертов, может достигать 15 миллиардов евро. В основном церковная казна пополняется за счет налогов с работающих прихожан, несмотря на то что в Германии церковь отделена от государства. Такой налог составляет 8–9% от подоходного, и в общей сложности это более 5 миллиардов евро в год. В последнее время среди немецких католиков появилась тенденция официально покидать лоно церкви с целью перестать платить разорительный церковный налог.
В Германии церковь традиционно выполняет многие социальные функции. В детские сады под эгидой основных христианских конфессий отдают своих детей родители разного вероисповедания, а также атеисты. Церкви и религиозные общины содержат в Германии дома престарелых, больницы, психиатрические лечебницы, дома для инвалидов и хосписы. Объекты недвижимости, в которых находятся эти учреждения, церковь выкупает из своей казны.
Православная церковь в ФРГ тоже получает дотации от некоторых федеральных земель. На эти деньги строятся и реставрируются православные храмы и другие объекты социального пользования. Так, несколько лет назад в Гамбурге состоялось освящение и открытие нового культурного и образовательного центра Русской православной церкви стоимостью 5 миллионов евро.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен
"