Posted 20 января 2005,, 21:00

Published 20 января 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 02:17

Updated 8 марта, 02:17

Восточный экспресс

Восточный экспресс

20 января 2005, 21:00
В 2004 году российский автомобильный рынок преподнес немало сюрпризов. Один из них заключается в том, что по темпам роста мы, похоже, обгоняем считавшийся самым быстрорастущим китайский рынок. Но это интересно, пожалуй, только экономистам. А вот другая новость заинтересует любого человека, уже ставшего автомобилистом и

Азиатские передовики производства

Бессменный лидер продаж в России – японская Toyota – уступила первую ступень пьедестала напористой и чрезвычайно активной корейской компании. Кстати, у Hyundai Motor Co амбициозные планы не только на Россию, но и на другие страны. Концерн уже заявил о том, что в 2005 году намерен стать лучшей автомобильной компанией в мире. Эксперты говорят: будущее за брендами, выпускающими бюджетные автомобили – недорогие машины, стоимость которых не должна превышать 12–15 тыс. долларов. Жизнь уже подтверждает эти прогнозы. Именно на такие авто и делают ставку корейцы. Две другие «народные» марки из Страны утренней свежести – Daewoo и KIA – заняли в неофициальном рейтинге по итогам продаж четвертое и седьмое места соответственно. Россияне купили в 2004 году 35280 автомобилей Daewoo и 18759 автомобилей KIA.

Несмотря на очевидную корейскую экспансию, японцам все же удалось сохранить большую долю российского рынка – 37%. Сразу четыре японских бренда попали в число лидеров. Второе место, как уже говорилось, у Toyota, пятое – у Mitsubishi Motors, шестое – у Nissan и замыкает десятку Mazda, чьи машины пользуются сегодня просто бешеной популярностью во всем мире. Последняя марка вообще сделала настоящий прорыв: в 2003 году она заняла на российском рынке лишь 20-е место. А в этом – поднялась сразу на десять позиций, реализовав более 8,5 тыс. автомобилей. Ну, любят у нас дефицитный товар, и ничего здесь не поделаешь. А «трешка» и «шестерка» Mazda – как раз из разряда дефицита, это настоящие бестселлеры небольшой японской компании, ставшей настоящим возмутителем спокойствия в мировом автопроме.

Ездить на Mazda сегодня считается высшим писком автомобильной моды, и желающих заполучить стильное авто меньше не становится. Наши люди готовы вносить чуть ли не стопроцентную предоплату и ждать машину и полгода, и год. Несмотря на настоящий ажиотаж вокруг марки, европейское отделение компании Mazda Motor Europe долго раскачивалось, прежде чем принять решение об увеличении российской квоты. Этим воспользовались спекулянты (представьте, но такие есть и на авторынке), которые имеют возможность бронировать машины и предлагают их за «комиссионные» в несколько тысяч долларов тем, кто не хочет слишком долго ждать. Правда, в этом году наконец-то будет создано российское представительство Mazda, что, несомненно, пойдет на пользу и рынку, и потребителям. Машин и порядка станет больше.



Запад буксует

Увы, но европейцы в 2004 году не усилили своих позиций. В числе первых десяти в неофициальном рейтинге продаж остались только французская Renault и немецкий Opel (8-е и 9-е места соответственно). И хотя Renault остается самой популярной в России европейской маркой, концерну приходится нелегко. И причина тут одна: французские автомобили стали слишком дорогими из-за того, что производятся в странах еврозоны. Россияне купили всего 16 126 автомобилей самой демократичной и доступной французской марки. Возможно, что наступивший год будет более удачным. Во-первых, этим летом на московском заводе СП «Автофрамос» начнется выпуск Renault Logan, которая, как обещают, будет стоить меньше 10 тыс. долларов в базовой комплектации, а во-вторых, компания наконец-то перешла с европейской валюты на «родную» для россиян американскую. В общем, планов у французов на этот год громадье, правда, бороться за рынок они намерены не столько с иностранными производителями, сколько с российскими, и в частности с новинкой АвтоВАЗа – LADA Kalina.

Что же касается Opel, то этот «народный» немецкий автомобиль (да-да, немцы любят и покупают Opel не меньше, чем Volkswagen) предпочитают люди практичные и умеющие считать деньги. Таких в прошлом году набралось 9 153 человека, которые ценят надежность и недорогой сервис. В обслуживании автомобили Opel остаются одними из самых дешевых иномарок.

И, наконец, американские бренды. Единственный, кому удалось прорваться в десятку лидеров, – это Ford. Компания сохранила свое третье место в неофициальном рейтинге продаж (как и в 2003 году) благодаря своему бестселлеру Ford Focus. Янки чуть-чуть не дотянули до 40 тыс., продав в России 39 241 автомобиль. Фордовский завод во Всеволожске работает в круглосуточном режиме – в три смены, так что у компании хорошие перспективы на нашем рынке.



Самые «народные» иномарки

На чем же наши люди ездят в булочную, на работу и на дачу? Самым популярным импортным автомобилем 2004 года стал Ford Focus, который россияне полюбили за его прекрасные технические характеристики и очень удачный дизайн. Более 28 тыс. человек выбрали именно эту машину из огромного числа новых иномарок. Вторая по популярности – давно ставшая «народной» Daewoo Nexia с показателем 25 280 автомобилей. Замыкает тройку автохитов стремительный «японец» Mitsubishi Lancer, пополнивший наш легковой автопарк 17,5 тыс. новеньких машин.

Далее, в порядке убывания, идут самая доступная модель из семьи Toyota – Corolla, еще одна «японка» Nissan Almera, за ними – корейские компакты Hyundai Getz и Daewoo Matiz. На восьмом месте по популярности – автомобиль для респектабельных людей седан Toyota Camry, потом опять следует корейский автомобиль – на этот раз Hyundai Elantra и замыкает десятку тоже «кореец» – KIA Rio. Лучше всех поработали Toyota, Daewoo и Hyundai, сразу по две модели которых вошли в число самых продаваемых в России. Но при этом у корейцев численное преимущество перед японцами по моделям-бестселлерам: пять против четырех.

Хорошая новость и для поклонников маленьких машин: два городских автомобиля С-класса – Getz и Matiz – оказались в десятке лидеров. Так что популярность компактов в нашей стране растет. И все же факт остается фактом: в целом россияне предпочитают азиатские автомобили американским и европейским. Последние вообще остались за бортом: самый продаваемый в России европейский автомобиль Renault Symbol занял 11-е место.

Кстати, в последнее время эксперты любят сравнивать наш авторынок с другими динамично развивающимися рынками – например, с Китаем или Аргентиной. Так вот, аргентинцы всем другим автомобилям предпочитают Volkswagen. В прошлом году концерн продал в этой латиноамериканской стране более 69 тыс. машин. Российскому отделению немецкого автогиганта о таких фантастических успехах пока остается только мечтать. В нашей стране всего 7 588 легковых автомобилей этой марки нашли себе хозяев. Правда, здесь есть одно «но»: в соседней с Аргентиной Бразилии находится один из заводов Volkswagen, на котором производится суперпопулярный в тех странах Volkswagen Gol. В прошлом году машина с ласкающим слух латиноамериканцев «футбольным» названием доехала и до России, правда, здесь она продается под другим именем – VW Pointer. Видимо, из-за географической близости к автопроизводителю объясняется тот факт, что второе и третье места по популярности в Аргентине занимают американские автомобили – Ford и Chevrolet.

Ну, а к нам ближе Азия. Скорее всего, поэтому наши люди выбирают корейские и японские автомобили. Хотя в пользу азиатских брендов есть и вполне объективный факт: именно они предлагают россиянам автомобили, оптимальные по соотношению цены и качества.



ДЕСЯТЬ КОМПАНИЙ – ЛИДЕРОВ ПРОДАЖ В РОССИИ

Hyundai 50 686 шт.
Toyota 43 867 шт.
Ford 39 241 шт.
Daewoo 35 398 шт.
Mitsubishi Motors 30 097 шт.
Nissan 28 434 шт.
KIA 18 759 шт.
Renault 16 126 шт.
Opel 9 153 шт.
Mazda 8 565 шт.


ДЕСЯТКА САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ МОДЕЛЕЙ ИНОМАРОК В 2004 ГОДУ

1. Ford Focus 28 059 шт.
2. Daewoo Nexia 25 280 шт.
3. Mitsubishi Lancer 17 502 шт.
4. Toyota Corolla 12 973 шт.
5. Nissan Almera 12 853 шт.
6. Hyundai Getz 11 125 шт.
7. Daewoo Matiz 10 118 шт.
8. Toyota Camry 9 797 шт.
9. Hyundai Elantra 7 904 шт.
10. KIA Rio 7 758 шт.

"