Posted 20 января 2004,, 21:00

Published 20 января 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Имамы и мы

Имамы и мы

20 января 2004, 21:00
Центральное духовное управление мусульман России отказывается от публичной критики Совета муфтиев страны, заявил на днях верховный муфтий ЦДУМ Талгат Таджуддин. «Есть Господь, который рассудит, и общество, которое поймет, – сказал он, выступая в Москве перед участниками пленума управления. – Хватит мусульманским лидер

Десятилетняя вражда муфтиев Талгата Таджуддина и Равиля Гайнутдина для нас вроде одной из сказок 1001 ночи: кто-то с кем-то где-то там... А «сказка» носит характер нешуточный. И на карте судьба как минимум 20 млн. россиян, исповедующих ислам. Посему стоит хоть вкратце представить спорщиков.

Таджуддинов Талгат Сафич, 55 лет, родился в Казани. Высшее богословское образование получил в Бухаре (1973) и Каире (1978). В 1980 г. был избран муфтием Духовного Управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). С 1990 г. – председатель Центрального Духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ (ЦДУМ) – правопреемника ДУМЕС.

Гайнутдинов Равиль Исмагилович, 44 года, родился в Татарской АССР. Окончил медресе в Бухаре. В 1988 г. стал главным имам-хатыбом (настоятелем) Московской соборной мечети. На учредительном Меджлисе (Совете) мусульманских объединений и общин Европейской части России в 1994 г. был избран председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России (ДУМЦЕР). С 1996 г. –председатель Совета муфтиев России (СМР).

Два муфтия в близком родстве. Талгат Таджуддин считается духовным наставником Равиля Гайнутдина. Увы, как часто бывает, ученик не пожелал остановиться в продвижении по служебной лестнице, а учитель, видя амбиции питомца, решил ему помешать и предпринял попытку отстранить от руководства Московской соборной мечетью. В ответ президиум ДУМЦЕР принял решение о выходе из состава ЦДУМ. Спустя пару месяцев съезд мусульман России и европейских стран СНГ освободил непокорного имам-хатыба от исполнения обязанностей, но Равиль-Хазрат сделал вид, что ничего не произошло. В том самом 1995 г. он получил от государства 3,5 млрд. руб., а Таджуддин – лишь 2,2 млрд. Поддержка Ельцина на выборах 1996 г. не помешала его воспитаннику вступить в переговоры с Зюгановым о возможной поддержке лидера КПРФ, если тот озвучит в Думе идею создания единого исламского органа в России. В тот же день был учрежден СМР, а Гайнутдин избран его председателем.

С новой властью молодой имам так же быстро нашел общий язык. В принятой в мае 2001 г. «Социальной концепции мусульман» даже отмечалось, что «заявления В.В. Путина соответствуют хадисам пророка». С тех пор в Кремле считают его первым лицом ислама в России, демонстративно отодвигая в сторону Таджуддина. Он, впрочем, берет реванш в контактах с Московской Патриархией, считаясь там персоной № 1...

Оставим в стороне все эпизоды «повести о том, как поссорились два имама». Заметим лишь, что прошлой весной на расширенном совещании Союза муфтиев России Равиль-Хазрат поставил вопрос о снятии всех религиозных санов со своего учителя за призыв к джихаду против США. Джихад был, впрочем, формальным предлогом, и он этого не скрывал: «Есть раскол среди мусульманского духовенства, среди тех, кто, зная аморальные поступки и неадекватное поведение Талгата Таджуддина, до сих пор старается сохранить его... Он является председателем ЦДУМ, но никто не выбирал этого человека Верховным муфтием России... После того как он потерял доверие у своих, он сейчас объявляет о необходимости избрания всемирного духовного главы мусульман... Только человек, потерявший разум, может предложить такое...»

Противостояние двух лидеров не имеет подоплеки духовной, лишний раз подтверждая: и в новой России неискоренимо желание религиозных лидеров прислониться к власти. В этом смысле оба муфтия друг друга стоят. И миролюбивое заявление Таджуддина вряд ли означает, что он сложил оружие – скорее это передышка по случаю грядущего праздника Курбан-байрам. Вот воротятся из Саудовской Аравии паломники – и со свежими силами бросятся в драку.

Беда не в этом. А в том, что страшнее расколов административных те, что раздирают сердце отдельно взятого человека. Задаваясь вопросом: «Кому верить?», он слабее верит и во что-то высшее.

"