Posted 20 декабря 2019,, 11:28

Published 20 декабря 2019,, 11:28

Modified 7 марта, 15:25

Updated 7 марта, 15:25

Пример с протестантов: патриарх Кирилл разрешил вести службы на русском языке?

Пример с протестантов: патриарх Кирилл разрешил вести службы на русском языке?

20 декабря 2019, 11:28
Патриарх всея Руси Кирилл сегодня разрешил священникам проводить апостольские и евангельские чтения во время богослужения на русском языке, сообщают непроверенные источники.

Также патриарх будто бы одобрил раздавать прихожанам печатные тексты богослужений и канонов на русском языке во время богослужений, пишет телеграм-канал «Приход»:

«Где общины к этому готовы апостольские и паремийные чтения, которые нередко наиболее сложны для понимания, звучали на русском языке. То же касается чтения Евангелия при совершении треб и при уставном прочтении всего текста Четвероевангелия на Страстной седмице, которое на практике нередко распределяется на весь Великий пост.

При этом настоятелям следует прислушиваться к своим приходам: где-то введение упомянутых практик будет воспринято с благодарностью, а где-то может вызвать неприятие, обусловленное иной многолетней привычкой. Важно помнить, что здесь главная цель священника не в том, чтобы реализовать нечто, что представляется ему теоретически правильным, но в том, чтобы помочь прихожанам преумножить в себе любовь к богослужению...»

Нет сомнений, что такое решение связано с оттоком верующих из православных церквей.(впрочем, такая же ситуация послужила в свое время и поводом для католической церкви). Как пишет телеграм-канал Незыгарь:

«Патриарх Кирилл сильно озабочен спадом количества прихожан и трендом ухода людей из церкви. Церкви практически пустые, приходские сборы падают.

Решено все послаблять. Даже отказываясь от традиционных институтов. Так, например, дан совет не усердствовать с исповедью и сделать ее более формальной...»

Как писал сайт Православие.ру, результаты социологического опроса показали, что 37% россиян выступают за то, чтобы службы в православных храмах велись на современном русском языке. При этом женщины несколько чаще мужчин хотят слышать на службах современный русский язык.

Интересно, что представители разных возрастных групп отвечали примерно одинаково.

Изменить язык церковных богослужений с церковнославянского на современный русский чаще хотят безработные респонденты (44%), граждане, имеющие образование ниже среднего (43%), россияне, высоко оценивающие общественную деятельность Патриарха (46%).

Среди тех, кто хотел бы по-прежнему слышать церковнославянский во время церковных служб: образованные россияне (45%), предприниматели и руководители (48%), респонденты, занимающиеся наукой и работающие в сфере образования.

Зато среди православных около половины опрошенных высказались за изменение языка церковных богослужений. Однако чаще так думают невоцерковленные верующие. Против перевода церковных служб на современный русский выступают те православные, которые регулярно подходят к Причастию.

Что касается федеральных округов: чаще всех выступают за изменение языка богослужений проживающие в Южном и Северо-Кавказском федеральном округе. Жители Уральского ФО, напротив, реже хотят изменения языка церковных служб. Но еще реже о необходимости перевода говорят на Дальнем Востоке, - впрочем, среди них 39% не могут дать конкретный ответ.

Чаще других затрудняются с ответом самые обеспеченные из опрошенных.

Дискуссия о языке богослужения в России имеет уже длительную историю. В начале ХХ века тоже высказывались самые разные мнения. Вопрос рассматривался и на Поместном Соборе 1917–1918 годов, но революция не дала возможности довести до завершения ни начатое обсуждение, ни работу возглавлявшейся будущим Патриархом Сергием синодальной Комиссии по исправлению богослужебных книг, компетенцию которой планировалось расширить, поручив ей более широкий круг вопросов.

В послереволюционные годы идеи приближения богослужебных текстов к пониманию церковного народа были в значительной степени скомпрометированы их эксплуатацией в пропагандистских целях раскольниками-«обновленцами», которые в конъюнктурных целях были готовы на радикальный пересмотр многих норм церковной традиции.

Попытки возобновления дискуссии о языке богослужения в 90-е годы выявили весьма резкие противоречия в церковной среде. Они во многом сохраняются и сегодня. Однако очевидно, что ни одна из точек зрения не может претендовать на исключительность.

"