Posted 19 декабря 2011,, 20:00

Published 19 декабря 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:09

Updated 8 марта, 06:09

«Мгновенно перевернулась»

«Мгновенно перевернулась»

19 декабря 2011, 20:00
В деле о катастрофе буровой платформы «Кольская» в Охотском море появляются все новые вопросы. В частности, непонятно, зачем на платформе находилось так много людей, к тому же не обеспеченных средствами спасения; неясно и то, почему было выбрано столь опасное для транспортировки время. Эксперты нефтегазовой отрасли пол

Похоже, 2011 год выдался для России «урожайным» на водные катастрофы. После крушения «Булгарии» и пожара на «Сергее Абрамове» ранним утром в воскресенье произошла новая трагедия. Буровая платформа «Кольская», находившаяся в Охотском море примерно в 200 км от острова Сахалин, затонула при буксировке. Транспортировка велась ледоколом «Магадан» и транспортно-буксирным судном «Нефтегаз 55» от Камчатки. «По всей видимости, порвался один из тросов, удерживавших плоскую платформу против волн, из-за чего потерялась плавучая устойчивость, – пояснил «НИ» заведующий кафедрой освоения морских нефтегазовых месторождений РГУ нефти и газа им. Губкина Борис Никитин. – Сама конструкция довольно нестабильна: очень высокие «ноги» – 80 метров длиной, основная масса платформы, а она очень тяжелая, находится внизу. К тому же платформа не рассчитана на затопление отдельных отсеков, а именно это, судя по всему, начало происходить с «Кольской» после потери остойчивости. Все это привело к тому, что платформа мгновенно перевернулась».

Всего на борту платформы находились 67 человек. На момент подписания номера 14 человек было спасено – многие с сильным переохлаждением, четверо погибли. По мнению экспертов, большое число жертв можно частично объяснить крайне неблагоприятными погодными условиями, в которые попала платформа. В момент катастрофы в ее районе был сильный северо-западный ветер, достигавший 25–27 метров в секунду, волны поднимались до пяти метров, кроме того, шел сильный снег. Температура воздуха находилась на отметке минус семь градусов, а температура воды не превышала одного градуса тепла.

«Местных рыбаков, попавших в Охотское море, просто не вытаскивают живыми – холодная вода означает верную смерть, если нет специального костюма, – говорит Борис Никитин. – Но многие люди, вероятно, погибли не от холода, а от удара, когда платформа переворачивалась: только по ватерлинии ее высота составляет шесть-семь метров. Полагаю, что многие могли погибнуть, когда пытались выбраться из помещений внутри платформы, ведь она фактически моментально утащила людей с собой на дно».

Эксперты добавляют, что свою роль могла сыграть и сильная изношенность техники. Платформа «Кольская» была построена в Финляндии еще в 1985 году, а срок службы таких платформ составляет примерно 30 лет. «Практически отработала свое», – характеризует состояние платформы Борис Никитин. «Давно морально и материально устарела, – считает руководитель программы по экологической политике нефтегазового сектора Всемирного фонда дикой природы Алексей Книжников. – Для добычи нефти в Печорском море «Газпром» использовал установку, списанную в Северном море, которой 35 лет. Норвегия давно отказалась от таких технологий, там используются только подводные добыточные комплексы, которые монтируются на дне и полностью автоматизированы. Таким образом, им не мешают ни волны, ни льды».

По словам г-на Никитина, при транспортировке платформы, скорее всего, был допущен ряд серьезных ошибок: «Надо было сразу людей вывести на палубу, не оставлять внутри. Заставить их надеть комбинезоны и даже приказать прыгать в море, все лучше, чем уйти на дно с этой металлической махиной. Этим, по идее, должен был заниматься руководитель операции. Но, прежде всего, на платформе вообще не должно было находиться столько посторонних людей – только команда, ответственная за транспортировку». Кроме того, повлечь катастрофу могло сравнительно большое расстояние перегона и неудачное время для этого. «Существуют специальные суда, на которые можно поставить платформу и спокойно отвезти, куда надо. «Кольскую» как раз на таком судне к месту бурения и транспортировали. Непонятно, почему нельзя было проделать обратный путь таким же образом, – продолжает Борис Никитин. – К тому же в Охотском море сейчас сезон нестабильной погоды. Все работы надо было заканчивать раньше, крайний срок – вторая половина октября».

Экологи полагают, что срыв сроков был совершен целенаправленно компаниями «Арктикморнефтегазразведка» и «Газфлот» (дочерним предприятием «Газпрома»). Эти компании в апреле заключили контракт на выполнение работы по бурению и испытанию скважины «Первоочередная» на западно-камчатском лицензионном участке шельфа Охотского моря. «Изначально этот проект был сопряжен с многочисленными нарушениями, – рассказал «НИ» Алексей Книжников. – В частности, не было проведено ни одной государственной экспертизы, по данным Минрегионразвития на начало ноября. Единственная государственная экологическая экспертиза еще на первом этапе дала отрицательное заключение. Тем не менее буровые работы начались в сентябре. Мы обратились в Камчатскую прокуратуру, те подали в суд на «Газпром», но без результатов. Нулевой итог был и у коллективного обращения экологов к президенту России».

Г-н Книжников говорит, что при транспортировке платформы были нарушены требования безопасности. «То, что произошло с «Кольской», – трагическое, но логическое завершение технического и правового нигилизма инициаторов разработки шельфа», – пояснил «НИ» эксперт. Специалисты считают, что крушение «Кольской» не повлечет серьезных последствий ни для экологии, ни для экономики. «Может быть негативное влияние на природу, если там осталось топливо, но если бы катастрофа произошла в процессе бурения, последствия были бы куда страшнее», – считает Алексей Книжников. Борис Никитин отмечает, что в среднем «оборот платформы составляет две-три скважины в год, так что общий объем нефтедобычи сильно не изменится». Однако нефтедобывающая экспансия, по мнению г-на Книжникова, способна привести к дальнейшим похожим катастрофам: «Мы не хотим спекулировать на трагедии, но надеемся, что этот жестокий урок отрезвит тех, кто «продавливает» разработку нефтяных месторождений в Арктике. Пока в России не существует современных технологий добычи и обеспечения безопасности людей при таких разработках, нефть надо добывать на суше».

"