Posted 19 декабря 2006,, 21:00

Published 19 декабря 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:47

Updated 8 марта, 08:47

Распределяй и властвуй

Распределяй и властвуй

19 декабря 2006, 21:00
Вчера на заседании Военно-промышленной комиссии вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов предложил обязать всех выпускников российских вузов, которые обучались на бюджетной основе, отработать пять лет на госпредприятиях. Трудовая повинность, по его мнению, должна компенсировать затраты государства на обучение спе

Сергей Иванов аргументировал свое предложение обязать выпускников вузов отработать на госпредприятиях пять лет тем, что на бюджетное образование тратятся «огромные деньги». В качестве примера вице-премьер привел Министерство обороны, где такая практика введена уже давно. Офицеры после окончания военного училища должны как минимум пять лет служить в армии. По словам вице-премьера и по совместительству главы оборонного ведомства, такой механизм действует и в некоторых гражданских вузах, в частности, в Московском государственном техническом университете им. Баумана.

Идея отработки – привет из прошлого. Есть даже некий знак в том, что г-н Иванов сделал такое заявление в день 100-летия Л.И. Брежнева. В советские времена «молодые специалисты» должны были отработать на распределении три года. За это время их никто не мог уволить, они приобретали необходимый опыт. А заодно не на словах, а делом благодарили государство за потраченные на их учебу бюджетные средства. Как рассказал «НИ» первый проректор Российского государственного социального университета Олег Шатров, «с точки зрения социальной ответственности молодой человек, получающий высшее образование за счет госбюджета, должен компенсировать свое обучение». Однако большинство экспертов называют это предложение нерациональным. «Считается, что государство из своего кармана тратит огромные деньги на образование, – заявил «НИ» первый проректор Российского университета дружбы народов Александр Ефремов. – На самом деле это наши с вами деньги, средства, полученные от налогоплательщиков. В качестве благодарности за талант и ум студентов, которые поступают и успешно учатся на «бюджете», общество дарит им бесплатное обучение. Предложение вице-премьера загоняет интеллектуальную элиту общества, самую перспективную его часть в госучреждения, где платят копейки».

«Я скорее влезу в долги, чем позволю кому-то решать, где мне работать, за меня, – рассказала «НИ» студентка МГУ Ирина Сомова. – Вдруг у меня не сложатся отношения в коллективе, куда меня направят? Ведь я никуда не смогу из этого места убежать».

Проблема еще и в том, что само государство не знает, какие именно специалисты и в каком количестве требуются госучреждениям. «Никто не сможет спрогнозировать, как изменится ситуация через 10 лет, когда нынешние абитуриенты станут выпускниками, – говорит президент Всероссийского Фонда образования Сергей Комков. – Абсолютно неизвестно, какие специальности будут востребованы даже через два-три года. У государства нет четкой стратегии социально-экономического развития. Поэтому заявление министра обороны носит скорее декларативный характер».

Основные нарекания со стороны экспертов вызывает срок отработки. «Не очень понятно, из каких соображений появился этот срок – пять лет, – заявил «НИ» проректор Московского городского педагогического университета по учебной работе Сергей Атанасян. – Допустим, он равен количеству лет, потраченных на учебу. Но ведь студенты учатся по шесть часов в день, а рабочий день длится дольше».

Прежде чем внедрять предложение г-на Иванова в жизнь и отрезать поступающим на бюджетные отделения вузов путь к отступлению, стоит «семь раз отмерить» – заметить, что для всех выпускников, которые учились на бюджетной основе, может просто не хватить госпредприятий. В связи с этим полезно сделать некоторые прогнозы на будущее. «К примеру, на журналистов можно будет учиться только по контракту, поскольку таких специальностей в госучреждениях мало, – считает Александр Ефремов. – Бюджетные места останутся в основном для будущих муниципальных служащих, врачей, учителей и инженеров. Совсем непонятно, что будет с математиками, физиками и химиками, которые занимаются фундаментальными исследованиями. Это сильно уменьшит степень доступности образования и снизит его уровень».

Еще одной проблемой может стать коммерциализация вузов. Мало кто из студиозусов захочет провести пять лет где-нибудь в глуши. Поэтому и поступать все будут стремиться на платное отделение. Даже те, кто «по мозгам» проходят на бесплатное. Дети состоятельных родителей получат свободу выбора. А самые бедные отправятся отрабатывать барщину на другой конец страны.

Наилучшим выходом из ситуации представляется оформление контрактов между работодателем, будущим специалистом и вузом еще на студенческой скамье. Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова считает, что это должно распространяться как на государственные, так и на негосударственные учреждения. Контрактная система позволит увеличить число людей, работающих по специальности. Так же, по мнению Валентины Ивановой, это поможет будущему «молодому специалисту» облегчить последующее трудоустройство. Но такой контракт должен заключаться на срок не более трех лет.

Абитуриенты воспримут «принудиловку» с радостью лишь в том случае, если выбираемая профессия будет престижной. «Нужно создать достойную конкурентную среду в госпредприятиях, – заявил «НИ» Александр Ефремов. – Сделать так, чтобы за право работать там и бывшие «бюджетники», и бывшие «платники» дрались бы».

По словам председателя комиссии Мосгордумы по науке и образованию Евгения Бунимовича, гораздо разумнее применять более гибкие механизмы, например, государственные кредиты, которые и позволят сделать карьеру, и пополнят государственную казну.

ПОЧТИ ВСЕ ФРАНЦУЗСКИЕ СТУДЕНТЫ УЧАТСЯ БЕСПЛАТНО

Во Франции независимо от профиля учебного заведения все студенты высших школ в обязательном порядке изучают основы менеджмента и иностранные языки, а часть учебного времени проводят на действующих предприятиях. Именно поэтому их выпускники не знают проблем с трудоустройством – все 100% находят достойную работу в первый же год после получения диплома.

Все учебные заведения Франции пользуются мощной государственной поддержкой. Благодаря этому обучение в университетах практически бесплатное. Ежегодно от 85 до 90% студентов обучаются на бюджетной основе, и это своеобразный подарок от государства, который молодым специалистам не придется отрабатывать в будущем. Проблема лишь в том, что, даже постоянно увеличивая число бюджетных мест, государство все же не всегда способно обеспечить ими всех желающих.

Ксения ЮРРЮТИ, Париж

"