Posted 19 декабря 2006,, 21:00

Published 19 декабря 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:47

Updated 8 марта, 08:47

Жестокая осень

Жестокая осень

19 декабря 2006, 21:00
Вчера стало известно, что в Санкт-Петербурге 30 молодых людей провели ночь в районном военкомате. Они были задержаны на улице без документов и доставлены в комиссариат как уклонисты. В это время их родители стояли под окнами здания вместе со справками о предоставленной отсрочке. «Солдатские матери» утверждают, что подо

Сообщение о задержании трех десятков молодых людей в Красногвардейском военкомате Санкт-Петербурга обнародовал правозащитник Руслан Линьков. Он заявил, что находился у стен военкомата вместе с группой родителей призывников, которых не пускали внутрь к своим сыновьям. В это время из здания удалось вырваться нескольким юношам. Один даже выпрыгнул из окна третьего этажа. Он повредил ногу, но убежал.

Правозащитникам и родным освободившиеся рассказали, что все они попали в облавы, проводимые в городе милиционерами. Большинство было задержано у метро. А один парень попал в автомобильную аварию, после чего сотрудники ДПС, проверив документы, доставили его в военкомат. Как добавили пострадавшие от незаконных облав, у большинства из них были отсрочки от призыва – они либо студенты дневных вузов, либо освобождены от службы по состоянию здоровья.

Однако ни у кого из них с собой не было соответствующих документов. Те, кто смог связаться с родителями, попросили их принести нужные справки. Однако представители военкомата не принимали родных. Позже, когда родители буквально взяли здание приступом, часть молодых людей была отпущена. Остальных, по заверениям правозащитника, повезли на городской призывной пункт.

Руководитель петербургской правозащитной организации «Солдатские матери» Элла Полякова сообщила «НИ», что задержание 30 призывников в военкомате – не единственный факт. «В военкоматах Петроградского, Василеостровского, Красногвардейского районов молодых людей удерживали взаперти ночью, – говорит Элла Полякова. – Хотя лишение людей свободы, как и изъятие у них документов, возможно только по решению суда». Напомним, что подобные действия военных могут квалифицироваться по статьям 127 УК РФ «незаконное лишение свободы» и статье 201 УК РФ «злоупотребление полномочиями». Виновным в незаконном удержании молодых людей может грозить до пяти лет лишения свободы.

Вчера телефоны Красногвардейского райвоенкомата были наглухо отключены. Однако журналистам, которым посчастливилось поговорить с исполняющим обязанности военкома Александром Бажимовым, он сообщил о том, что правозащитники распространяют ложные сведения. «У них две цели, – заметил военком. – Первое – сорвать призыв, что им не удастся, и второе – дискредитировать военную службу, чтобы молодые люди боялись идти служить и прятались».

В свою очередь, солдатские матери утверждают, что осенний призыв-2006 стал самым жестоким. «Призывная кампания в Петербурге нынешней осенью проводится более жесткими, чем в предыдущие годы, методами, – сказала «НИ» Элла Полякова. – Идет настоящая охота на людей. К нам постоянно звонят родители, которые говорят, что представители военкоматов вместе с нарядами милиции отлавливают юношей с утра в метро, у входов в вузы и техникумы, на дискотеках. К задержанию призывников подключились даже инспекторы ГИБДД. На днях я сама видела, как у станции метро «Елизаровская» офицер военкомата отбирает паспорта и студенческие удостоверения у задержанных парней и без разбора отправляет всех на пункт сбора».

По словам Эллы Поляковой, самый «грязный» метод – это сотрудничество военкоматов с «юридическими конторами», где за большие деньги адвокаты обещают помочь 18-летним освободиться от службы. «Родители призывников внезапно получили почтовые открытки от таких фирм с «заманчивым» предложением своих услуг, – говорит Элла Полякова. – Когда люди попытались узнать, откуда у фирм их адреса, выяснилось, что базой данных их снабдили военкоматы. Вполне вероятно, что и фирмы, в свою очередь, помогают военкоматам».

«Облавы и задержания происходят и в Москве, – призналась «НИ» руководитель Межрегионального движения «Солдатские матери» Татьяна Кузнецова. – Только у нас ребят не держат в военкоматах, а сразу отправляют в армию. Вчера к нам позвонила мамочка одного солдата. Он студент дневного курса, принес в понедельник справку в военкомат, а во вторник уже звонил маме из Архангельска, где начал отбывать службу. И таких историй – масса». Однако из армии солдат уже не может доказать суду, что он призван незаконно – в законе такой статьи просто нет. «Очень жесткий призыв, – добавляет Татьяна Кузнецова. – Мы, конечно, подозревали нечто подобное, но не думали, что будет настолько ужасно. Может быть, это связано с тем, что это последний призыв на два года. Такое ощущение, что кто-то дал отмашку военкоматам».

Солдатские матери также подозревают, что военкоматы не могут выполнить план осеннего призыва-2006. Об этом «НИ» поинтересовались у начальника отдела призыва военного комиссариата Санкт-Петербурга Рефата Аппазова. Однако, есть ли недобор по призывникам, офицер ответить не смог. Он сухо порекомендовал за всей информацией обращаться в пресс-службу ЛенВо, телефоны которой, как нетрудно догадаться, безнадежно молчали.

"