Posted 20 декабря 2004,, 11:18

Published 20 декабря 2004,, 11:18

Modified 8 марта, 09:36

Updated 8 марта, 09:36

В Красноярске прошел международный Сибирский авиакосмический салон

20 декабря 2004, 11:18
В Красноярске прошел международный Сибирский авиакосмический салон

Организаторы не претендуют на сравнение с Ле Бурже. Как говорит генеральный директор авиакомпании «Красс-Эйр» Борис Абрамович: «Мы не хотим рейтинговых сравнений. Наша цель – зародить традицию авиакосмического салона в регионе, где авиация и космос имеют приоритет перед другими отраслями». Да и какой там Париж, если вся летающая техника размещена на открытом воздухе, температура которого близка к забортному на высоте 10 тыс. метров?

Самолеты в Красноярске не делают, но по количеству предприятий, так или иначе относящихся к области авиации, освоению космоса, и, в первую очередь, организации связи, край уступает только Москве и Московской области. Уже не секрет, что в закрытом городе Железногорске находится научно-производственное объединение прикладной механики имени академика М.Ф. Решетнева, в котором выпускаются практически все российские спутники связи и треть наземных спутниковых антенн. Несколько заводов на территории края производят «крылатый металл». На авиацию и космос работают научные подразделения, из тех, которые себя никогда не рекламируют, а также единственный за Уралом Сибирский государственный аэрокосмический университет, готовящий специалистов «закрытого профиля».

В САКС-2004, проходившем на этот раз под девизом «Россия набирает высоту», приняли участие 80 ведущих предприятий авиационно-космической отрасли страны, а также представители США, Германии и Великобритании. На летном поле закрытого по случаю авиасалона аэропорта Емельяново и в городских выставочных залах любопытным, которых за три дня работы салона набралось 9 тысяч человек, было на что посмотреть. Морозное небо раскалывалось от грохота двигателей новейших самолетов. На выставочных стендах демонстрировались настоящие спутники, современные «секретные» приборы, модели самолетов и даже шины для авиатехники.

На совещании с участием министра транспорта РФ Игоря Левитина, руководителей федеральных авиационных ведомств и ведущих российских авиакомпаний, а также местных властей главной темой стало образование на базе красноярского аэропорта Емельяново мультимодального транспортного узла. В недалеком будущем именно в Красноярске будут собраны воедино все российские авиационные нити по оси Восток-Запад, а в дальнейшем и Север-Юг. Важные международные грузы будут перераспределяться не только с самолета на самолет, но и с самолета на другие виды транспорта. В единую транспортную цепочку предполагается задействовать Транссиб и водную магистраль по Енисею с выходом на Севморпуть, федеральные автотрассы.

Первоначальные инвестиции в реализацию проекта составят 4 млн. долларов. В первую очередь будут построены современные терминалы и склады. Через 2-3 года, считают специалисты, появятся первые ощутимые результаты. Аэропорт «Емельяново» сможет принимать 62 грузовых «Боинга» каждую неделю, грузооборот возрастет на 25-30%, а пассажирские перевозки увеличатся до 3 млн. человек в год.

Не впервые обсуждалась и тема кросс-полярных перелетов – та самая ось Север-Юг. Речь идет, в первую очередь, о принципиальном улучшении работы всего авиационного комплекса России, которое может быть достигнуто внедрением новых технологий организации воздушного движения. Эти технологии, по задумке разработчиков проекта «Северный воздушный мост», позволят открыть новые наикратчайшие трассы из Америки через Северный полюс в Южную и Юго-Восточную Азию. Известно, что в этих направлениях ежегодно над Атлантикой и Тихим океаном следуют около 450 тыс. самолетов.

Россия вполне может более трети этого потока оттянуть с окружных маршрутов и направить через свою территорию. Для многих авиакомпаний дорога через Россию становится короче прежней на 3–4 тыс. километров, а это и экономия горючего, и сбережение ресурса оборудования, и снижение стоимости билетов. Специалисты посчитали, что только за использование воздушного пространства на двух трассах, которые должны пройти через наше воздушное пространство, Красноярский край сможет каждый год собирать до 15 млн. долларов.

Евгений Латышев, Красноярск

"