Posted 19 декабря 2004,, 21:00

Published 19 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:37

Updated 8 марта, 09:37

Fly&drive: свобода выбора и движения

Fly&drive: свобода выбора и движения

19 декабря 2004, 21:00
Очень популярные на Западе программы fly&drive – «прилетел – поехал» – появились на отечественном туристическом рынке в середине 90-х годов. И с каждым годом интерес к этому виду туризма растет. Оно и неудивительно: ведь ничто так не привлекает любознательного путешественника, как полная свобода. А почувствовать ее мож

Типичная программа fly&drive – это комбинация авиаперелета и путешествия на арендованном автомобиле по заранее разработанному маршруту. Такие поездки пользуются спросом у людей, предпочитающих странствовать в одиночку, маленькими компаниями или семьями. Перед групповыми турами у программ fly&drive несколько существенных преимуществ, главное из которых – полная свобода передвижения. Важно еще в Москве внимательно изучить местность и разведать самые «вкусные» места региона. Иначе вы рискуете свести свое путешествие к банальной гонке по автобанам.

Как правило, программы fly&drive дорабатываются под клиента. Туристы предпочитают самостоятельно посидеть в Интернете или над картой заинтересовавшей страны (или стран), разработать оптимальный маршрут и прийти в турфирму с уже составленным маршрутом путешествия, который нужно лишь слегка «подкорректировать». Впрочем, иногда процесс «доработки» занимает несколько недель, поэтому туры fly&drive лучше заказывать хотя бы за месяц до планируемой даты отъезда.

Продолжительность программ fly&drive сильно варьируется – от нескольких дней (что, как правило, невыгодно) до полутора месяцев. Наибольшим спросом пользуются 7-, 10- и 14-дневные поездки. Что касается Рождества и Нового года, то для корпораций rent-a-car это традиционно страдная пора. Причем выражается это не в повышении стоимости проката авто, а в том, что все доступные машины разбираются туристами за несколько недель до начала праздников. Не забронировав автомобиль заранее, вы рискуете остаться ни с чем. Или вынуждены будете арендовать автомобиль представительского класса за сумасшедшие деньги.

В целом же ничего сложного в программах fly&drive нет. Главное, чтобы хотя бы один из участников поездки говорил по-английски. Как правило, клиент сам управляет машиной, хотя в турпакет могут быть включены услуги водителя и гида. Туризм по схеме fly&drive – не дешевый. В категории индивидуальных туров такие путешествия занимают среднюю ценовую позицию между стандартным и VIP-отдыхом.

Куда и на чем

Наибольшей популярностью у поклонников fly&drive-туров пользуются страны Западной Европы. Это вполне объяснимо: именно сюда выполняется большая часть регулярных авиаперелетов, здесь есть возможность выбора прокатной компании, хорошо развита сеть дорог и гостинично-туристическая инфраструктура. Огромный плюс европейского направления – обилие достопримечательностей, а также безопасность путешественника и его автомобиля. Чаще всего россияне «колесят» по дорогам Германии, Австрии, Италии и Франции. Чуть меньшим спросом пользуются Испания, Португалия и Скандинавия. Конечно, по вашему желанию турфирма может организовать fly&drive-тур и в Австралию, Южную Африку, США или Латинскую Америку. Но стоить это удовольствие будет очень дорого.

Чаще всего европейские туры fly&drive включают перелет регулярными рейсами «Аэрофлота» или самолетами западных авиакомпаний. Иногда, для удешевления, используются и чартерные рейсы (например, в Португалию). Но не перелет съедает львиную долю (до 75%) стоимости тура, а наземное обслуживание, в том числе и аренда автомобиля. Что касается отелей, то, как правило, в программах fly&drive используются гостиницы категории «3–4 звезды».

Разумеется, главная составляющая пакета fly&drive – аренда автомашины. Большинство отечественных турфирм работают с крупными зарубежными корпорациями rent-a-car: Budget, Alamo, National, Avis, Hertz, Sixt, Europcar. Это гарантирует качество услуг, и, кроме того, автомобили предоставляются по льготным тарифам. Услуги туристических компаний включают оперативную проверку наличия мест, цен и резервирование автомобиля.

Тонкости договора

Один из главных вопросов при аренде машины, – цена. Стоимость аренды автомобиля всегда зависит от четырех составляющих: страны, компании rent-a-car, класса авто и срока ее эксплуатации. К относительно «бюджетным» странам относятся Германия, Франция и Австрия, а к дорогим – Финляндия и Италия. Так, неделя аренды Mercedes A170 от компании Hertz в Австрии обойдется вам примерно в 500 евро, а в Италии – в 700 евро. Тарифная планка компании Europcar в Финляндии вообще начинается с 400 евро за VW Polo 3dr.

Впрочем, не обращайте внимания на конкретные марки машин. Помните, что ни одна прокатная фирма не гарантирует предоставление конкретной марки автомобиля. Это значит, что, бронируя, например, Opel Astra, на месте можно получить и Volkswagen Golf, и Nissan Almera. Прокатчики гарантируют только класс автомобиля и предоставляют авто из данного класса или выше (но не ниже).

Но даже найдя желанный автомобиль за разумную цену, не стоит расслабляться. При бронировании машины, независимо от того, бронируете вы ее в турфирме или самостоятельно через Интернет, нужно обязательно убедиться в том, что та цена, которую вы оплачиваете, уже включает в себя все необходимые налоги и страховки. Для большинства стран Западной Европы обязательными являются страхование гражданской ответственности на случай ДТП и на случай угона. Эти страховки должны быть включены в стоимость, иначе вам просто придется доплачивать за них на месте при получении автомобиля. А суммарная стоимость этих трех страховок зачастую превышает стоимость аренды машины. Также следует убедиться в отсутствии каких-либо дополнительных сборов за получение машины в аэропорту или на вокзале либо в том, что эти сборы уже включены в стоимость, которую вы оплатили. Обязательно обратите внимание на пробег, включенный в стоимость аренды, хотя, например, в Западной Европе в 98% случаев машины сдают в прокат с неограниченным пробегом.

Подводные камни

Дополнительными расходами, не включаемыми в стоимость, могут стать доставка автомобиля в отель, разрешение на вождение автомашины двумя и большим количеством водителей, обращение в офис в нерабочее время, аренда специального оборудования, обязательного к эксплуатации в данной стране (зимняя резина, детское сиденье, багажник для лыж). Перед возвращением машины не забудьте залить полный бак, иначе крупный штраф практически неизбежен. Также приготовьтесь и к тому, что принимать ваш автомобиль будут очень придирчиво: в случае даже небольших повреждений вам вполне могут «пришить» солидный штраф. Так что чем больше страховок вы оформили в начале пути, тем легче и дешевле будет ваше возвращение. И еще: всегда выгоднее арендовать машину с условием возврата в этой же стране. Конечно, существуют варианты туров fly in – drive out, когда вы берете машину в одной стране, а сдаете в другой. Но стоимость таких программ очень высока.И еще: если вы опоздаете с возвратом хотя бы на 40 минут, вам придется заплатить за полный день проката автомобиля.

Как отмечает заместитель директора туроператора «Русский Экспресс» Арсений Чанышев, в программах fly&drive есть и другие «подводные камни». Например, одним из главных условий успешной аренды является банковская карта с солидным положительным балансом, за наличные проктчики не работают. Кроме того, могут предъявляться дополнительные требования: к возрасту (не менее 21 года в большинстве европейских стран, 25 лет – в Скандинавии) и стажу водителя (для некоторых категорий машин – от 3 лет).

Помните золотое правило автомобильной аренды, которое действует в любой стране, – чем длительнее срок проката, тем ниже стоимость «автодня». Иногда компании оговаривают минимальный срок аренды машины – скажем, 5 дней или больше.

И все же у программ fly&drive намного больше плюсов, чем минусов. Об этом вам скажет любой водитель, самостоятельно путешествовавший по Европе. Ведь свобода – она дорогого стоит.

"