Posted 19 декабря 2004,, 21:00

Published 19 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:37

Updated 8 марта, 09:37

Шипы на дороге

Шипы на дороге

19 декабря 2004, 21:00
Чтобы сделать зимние шины безопаснее и надежнее, инженеры постоянно придумывают что-то новое. Два основных направления, в которых движется конструкторская мысль, – рисунок протектора и форма шипа. Канавки на резине улучшают устойчивость и управляемость на сухом и мокром снегу, а шипы – на укатанном снегу и льду. И все

Главный плюс шипованных покрышек в том, что они повышают сцепные свойства автомобиля на обледенелой дороге. Машина остается управляемой, а водитель всегда имеет возможность маневра в аварийной ситуации. Согласитесь, лучшее по сравнению с обычными шинами сцепление на скользкой дороге – это существенный плюс. Шипы способны еще и разрушать ледовый панцирь и корку укатанного снега, что также значительно повышает сцепление с дорогой и, соответственно, безопасность движения. Сцепление на льду лучше, если шипов на шине больше и они шире рассредоточены по всей ее поверхности.

Динамические характеристики автомобиля на шипах лучше, чем на обычных шинах: тормозной путь уменьшается в среднем в 2–2,5 раза, а скорость прохождения поворота возрастает на 45–70%. При этом возникающий занос остается контролируемым. Еще одно важное преимущество шипованных покрышек – лучшее боковое сцепление, что обеспечивает более безопасное управление автомобилем в неожиданных ситуациях.

Исследования, проведенные в Швеции, показали, что при использовании шипованных зимних шин риск ДТП снижается на 25% на загородных дорогах и на 20% в черте города. Ученые из финского исследовательского центра VTT в результате многолетних испытаний и наблюдений пришли к похожему выводу: если 95% автомобилей зимой оснащены шипами, то ущерб от аварийности снижается в несколько раз. При этом дороги можно не посыпать солью. А еще шипованные шины снижают утомляемость водителя, дают экономию топлива, сокращают время доставки грузов – все это научно доказанные факты.

Минусов у шипов два: разрушение дорожного покрытия и шум при движении. Но если выбирать, что важнее – сохранность дорог или безопасность, – понятное дело, что важнее безопасность. Тем более что шинники активно работают над разработкой «экологичных» шипов. Так, у шведской Nokian Tyres есть запатентованная система ошиповки Nokian Eco Stud System. Смысл ее в следующем: чтобы уменьшить шум и продлить срок эксплуатации шипа, применяется более мягкая смесь под шипом. Некоторые эксперты называют эту систему «плавающим» шипом. У компании Goodyear другой секрет – система якорной посадки шипа. Шипы прочно якорятся в специальной резине нижнего слоя покрышки, благодаря чему не теряются и почти не разрушаются в течение всего срока эксплуатации шины. Активно работают над совершенствованием формы шипов и снижением их вреда для дорог и другие компании. Так что выбирать есть из чего.

И если вы «переобули» свою машину в шипованную «резину», не забудьте наклеить на заднее стекло специальный знак. Едущие сзади водители должны знать о том, что тормозной путь у вашего автомобиля благодаря шипам в несколько раз короче и поэтому им необходимо держать большую дистанцию.



КАКИЕ ШИНЫ ЛУЧШЕ?

Теппо ХУОВИЛА, начальник научно-исследовательского отдела компании Nokian Tyres:

– Шипованные шины – самые безопасные для зимней дороги, фрикционные – более комфортные. Если зимой вы в основном ездите по ледяным дорогам, правильным выбором будет шипованная «резина». Но на заснеженной дороге фрикционная шина работает лучше. Есть несколько ситуаций, когда шипы более предпочтительны в городских условиях, – мокрый лед и плотно укатанный снег. Каждый раз, когда наступает оттепель и температура воздуха колеблется от +2 до -1 градуса, на дороге образуется мокрый и очень скользкий лед – гололедица. И тогда шипованные шины – единственные, которые могут вгрызаться в лед и иметь наибольшее сцепление. Другая опасная ситуация возникает после снегопада, когда по дороге проехало уже немало машин, которые плотно утрамбовали выпавший снег. Снег превратился в гладкую, скользкую, как лед, поверхность, особенно на перекрестках и у светофоров. Наилучшее СП\цепление на таком снегу обеспечат шипованные шины. Откажемся ли мы в будущем от шипов? Вряд ли, потому что уменьшение использования шипованных шин приведет к увеличению аварийности на дорогах и сделает дорожное движение зимой менее эффективным – пробок станет больше. Поэтому мы работаем над тем, как сделать наши шипы менее вредными для дорог и более спасительными для водителей.

Ирина СЕЛИВАНОВА, менеджер по маркетингу «Гудиер Раша»:

–Учитывая специфику вождения в зимних условиях, когда сцепление с дорожным покрытием значительно хуже, чем летом, шипованные шины лучше при сложных погодных условиях. Когда на дороге лед или укатанный снег, шипованная шина – самое хорошее решение. В России вопрос применения шипов широко обсуждается, но в этом споре, думаю, на первом месте должна быть все-таки безопасность. Повреждение дорог, вызываемое шипами, прямо пропорционально их массе. Чем тяжелее шип, тем больше вреда он наносит. Но проблему можно решить, как это сделано, скажем, в Скандинавии. Там допускается использование только легких шипов – например, с твердосплавным наконечником и оболочкой из металлосплава или пластика.

"