Posted 20 ноября 2019, 15:12
Published 20 ноября 2019, 15:12
Modified 7 марта, 15:23
Updated 7 марта, 15:23
Издание «НовостиВолгограда.ру» вспоминает, как «Красный Октябрь» стал банкротом, а также рассказывает, что происходит на одном из старейших предприятий города в настоящее время.
Финансовые проблемы у «Красного Октября» начались задолго до ноября 2018 года. На тот момент предприятие уже давно испытывало трудности с деньгами: их причиной были сомнительные действия собственника и задолженность перед ФНС.
Год назад «Красный Октябрь» наряду с несколькими другими промышленными организациями находился под контролем Дмитрия Герасименко - бывшего профессионального баскетболиста, который сейчас скрывается на Кипре от российских правоохранительных органов. Герасименко заочно арестован и находится в международном розыске по обвинению в хищении кредита от банка ВТБ на сумму в 65 млн долларов, а также по подозрению в незаконном выводе за рубеж 6,2 млрд долларов. Следователи считают, что эти средства бизнесмен фактически отбирал у собственных предприятий. Документы, найденные на «Красном Октябре» после того, как комбинат перешёл под управление временной администрации, позволяют предположить, что тогдашнее руководство комбината намеренно проводило невыгодные закупки и сбывало продукцию по заниженной стоимости.
Именно Герасименко, которому статус обвиняемого по громкому уголовному делу ничуть не мешал руководить «Красным Октябрём» дистанционно, фактически инициировал процедуру наблюдения в отношении предприятия. С помощью других своих компаний, в том числе зарегистрированных за рубежом, он пытался вывести с завода те немногие средства, которыми завод ещё располагал. Действия беглого олигарха привели к задержкам зарплаты рабочим и к массовым протестам, из-за которых предприятие не смогло выполнять государственный оборонный заказ. Если бы Герасименко удалось организовать банкротство «Красного Октября» по той схеме, на которую он рассчитывал, сегодня одного из старейших заводов Волгограда, по всей видимости, просто не существовало бы. Однако Арбитражный суд, почуяв неладное, дал ход другому иску - от налоговой инспекции, которой предприятие на тот момент задолжало 130 млн рублей. В итоге 8 ноября 2018 года комбинат признали финансово несостоятельным.
Сразу после того, как решение Арбитража получило огласку, ВМК «Красный Октябрь» остановил производство. На завод срочно прибыли с инспекцией представители областной администрации во главе с губернатором Андреем Бочаровым. Впервые за несколько лет на территорию комбината удалось попасть журналистам, которые своими глазами увидели, до какого состояния предприятие довела команда Герасименко.
В крыше единственного работавшего на тот момент цеха зияла дыра: кровлю разобрали ещё в мае 2018-го для плановых ремонтных работ, но из-за финансовых проблем предприятия завершить восстановление кровли удалось только в марте 2019 года. Всю осень и зиму площадь в пять тысяч квадратных метров находилась под открытым небом, а часть производственного оборудования простаивала.
«Завод находится в критическом положении и по состоянию оборудования, и по долгам, и по экологии — это наследие девяностых во всех отношениях», — констатировал тогда губернатор Андрей Бочаров.
Благодаря срочному вмешательству властей «Красный Октябрь» спустя пять дней всё-таки возобновил работу — хотя сталь, необходимая для строительства подводных лодок и самолётов, плавилась в одном-единственном цеху под разобранной крышей.У администрации Волгоградской области не было иного выхода, кроме как в экстренно спасать предприятие. Областная администрация оперативно обеспечила возобновление работы «Красного Октября». Губернатор Андрей Бочаров несколько раз посещал обанкротившийся комбинат с рабочими поездками, встречался с трудовым коллективом завода и вёл переговоры с федеральным центром, чтобы обеспечить дальнейшее существование «Красного Октября».
Чтобы поддержать предприятие, власти региона добились предоставления «Красному Октябрю» государственного оборонного заказа - уже в начале 2019 года завод начал производить сталь для нужд оборонки. Прибыль от её реализации позволила комбинату поддерживать оборудование в рабочем состоянии, погасить задолженность по зарплате перед рабочими и постепенно возвращать долги.
Говорить о том, что у «Красного Октября» не осталось проблем, пока рано. Многочисленные судебные решения, согласно которым комбинат выплачивает кредиторам огромные суммы, наводят на мысли о том, что возвращать долги предприятию придётся долго. Основным кредитором является ФНС, но и коммерческие организации предъявляют комбинату массу финансовых претензий.
Банкротство «Красного Октября» обеспокоило не только областных чиновников — в первую очередь оно вызвало волнение у сотрудников комбината. По данным пресс-службы завода, на момент объявления предприятия банкротом его трудовой коллектив составлял 2684 человека; ещё более 1,8 тысячи рабочих были уволены до того, как предприятие было признано финансово несостоятельным.
На следующий день после того, как завод объявили банкротом, тогдашний и.о. исполнительного директора ВМК «Красный Октябрь» Валерий Явецкий заверил, что это не приведёт к массовым сокращениям, и даже анонсировал расширение штата. Временное руководство предприятия гарантировало, что сотрудники комбината продолжат получать зарплату на прежних основаниях. Губернатор Андрей Бочаров также дал слово, что трудовой коллектив «Красного Октября» не оставят без поддержки в сложной ситуации.
В итоге массовых сокращений на «Красном Октябре» удалось избежать. Сейчас на комбинате официально числятся 3272 сотрудника - больше, чем на момент объявления о банкротстве. Проблем с выплатой зарплаты не наблюдается, а её средний размер даже увеличился. Простые рабочие от ситуации, связанной с банкротством, не пострадали — а вот отдельных управленцев, назначенных прежним собственником, отстранили от исполнения их обязанностей. Наведение порядка в финансовой деятельности комбината привело к увольнению нескольких членов команды Герасименко, уличённых в непрофессионализме и подозрительных махинациях.
Поскольку Трудовой кодекс не запрещает предприятиям, которые находятся в состоянии конкурсного производства, нанимать новых сотрудников, «Красный Октябрь» в обычном режиме открывает вакансии. Комбинат даже планирует присоединиться к программам промышленного туризма, чтобы привлечь потенциальных работников. Сейчас заводу требуются экскаваторщики, машинисты мостовых кранов и другие специалисты, которым обещают стабильную заработную плату.
За год на «Красном Октябре» произошли заметные перемены к лучшему в плане восстановления и развития производства, а также создания комфортных условий для сотрудников. В мае на предприятии вновь заработала печь №5 - «сердце» цеха ЭСПЦ-2, простаивавшее целый год. Производственные показатели значительно улучшились: если на момент введения конкурсного производства «Красный Октябрь» производил 4,4 тысячи тонн жидкой стали, то к октябрю 2019-го завод выплавил более 25 тысяч тонн стали специального назначения.
По данным пресс-службы «Красного Октября», сегодня на комбинате полноценно работают семь основных цехов — электросталеплавильные (ЭСПЦ-2 и ЭСПЦ-3), фасонного литья (ЦФЛ), обжимной крупносортный, листопрокатный, цех отделки металлопроката и копровый. Кроме того, функционируют десять вспомогательных цехов, где ремонтируют оборудование, производят известь и так далее. После единственного пятидневного простоя в ноябре 2018 года предприятие больше ни разу не прерывало производственный процесс.
Разумеется, банкротство крупного завода сложно назвать позитивным событием, но за прошедший год волгоградский металлургический комбинат показал, что способен успешно преодолеть кризис — пусть и не без посторонней помощи. Пожалуй, сегодняшнюю ситуацию с «Красным Октябрём» нагляднее всего символизирует тот образ, который предприятие продемонстрировало на недавней выставке «МеталлЭКСПО» в Москве — практически обнажённая девушка с боди-артом в корпоративных цветах на всё тело. С одной стороны, обанкротившийся завод продолжает сталкиваться с претензиями кредиторов, которые так и норовят «раздеть» его до нитки.
«С другой стороны, что может выражать оптимизм и надежду на светлое будущее лучше, чем голая женщина?» - задается риторическим вопросом издание «НовостиВолгограда.ру».