Posted 20 ноября 2019,, 08:35

Published 20 ноября 2019,, 08:35

Modified 7 марта, 15:23

Updated 7 марта, 15:23

Десять лет спустя: ЕСПЧ присудил оштрафованному на митинге россиянину 4 тыс. евро

Десять лет спустя: ЕСПЧ присудил оштрафованному на митинге россиянину 4 тыс. евро

20 ноября 2019, 08:35
Фото: CherryX / wikipedia.org
Дело активиста Андрея Оботе, рассматривавшееся в Европейском суде по правам человека целое десятилетие, многие юристы уже называют прецедентом, благодаря которому потребовать компенсацию с государства за свои страдания смогут и многие другие задержанные участники протестных акций.

Газета "КоммерсантЪ" напоминает о событии более чем десятилетней давности. Андрей Оботе был задержан 31 января 2009 года во время акции в поддержку свободы слова в России на Горбатом мосту перед Домом правительства в Москве. Шестеро ее участников держали в руках чистые листы бумаги, а свои рты заклеили скотчем. Полицейские сочли это несогласованным массовым пикетом, задержали протестующих, а затем их оштрафовали на 500 рублей каждого.

Оботе решил обжаловать решение суда и не поленился "дойти до Страсбурга" - города во Франции, где расположен ЕСПЧ. Там судьи разбирали его дело долгие годы, но он ждал и в итоге добился присуждения компенсации в размере 4000 евро.

Согласно решению страсбургского суда, отсутствие уведомления властей о мирной акции не может быть основанием для привлечения ее участников к ответственности, на что и просил обратить внимание в своей жалобе активист. В ЕСПЧ сочли, что общественной необходимости как либо наказывать заявителя не было, так как даже если ту акцию считать пикетом - "он не может привести к каким-либо негативным последствиям" и властям следовало проявить терпимость к такой форме недовольства граждан - несогласованную акцию нельзя считать автоматически незаконной.

По словам юриста Дома прав человека в Воронеже Ильи Сиволдаева, представлявшего Андрея Оботе в ЕСПЧ, теперь другие сходные дела будут рассматриваться в ЕСПЧ значительно быстрее - в этот раз судьям потребовалось 10 лет, чтобы выверить каждое слово в документах.

"