Posted 19 ноября 2013,, 20:00

Published 19 ноября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:32

Updated 8 марта, 04:32

Арифметика обмана

Арифметика обмана

19 ноября 2013, 20:00
Вчера Росстат, опираясь на данные последних 9 месяцев, сообщил, что российские регионы справляются с задачей повышения зарплат бюджетникам. Однако, как выяснили «НИ», сами бюджетники так не считают: пишут открытые письма, выходят на митинги и пикеты. На днях преподаватели и научные сотрудники МГУ им. М.В. Ломоносова в
Сюжет
Деньги

Текст обращения к Владимиру Путину, который также является председателем попечительского совета МГУ им. М.В. Ломоносова, размещен на сайте Межрегионального профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность». Под письмом проходит сбор подписей, ко вчерашнему дню подписались около 60 человек. В обращении сказано о процессе массового увольнения и сокращения ставок. Так, «в Институте механики МГУ и на ряде естественнонаучных факультетов (механико-математическом, биологическом) не были продлены контракты многим сотрудникам-совместителям», а «в большинстве подразделений «заморожены» свободные ставки». Авторы письма говорят о планах сокращения ставок на 30–50% и рассказывают, что часть студентов биофака, совмещавших учебу с работой лаборантами, вынудили уволиться по собственному желанию.

Данные меры, по словам преподавателей и сотрудников МГУ, связаны с указом президента №597 от 7 мая 2012 года и распоряжением правительства РФ № 2620-р «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» от 30 декабря 2012 года. Следуя содержащимся в этих документах указаниям, 5 июля 2013 года ректор МГУ Виктор Садовничий издал приказ о повышении средней заработной платы профессорско-преподавательского и научного состава вуза до 60–65 тыс. в текущем и до 70–75 тыс. рублей в следующем году. Авторы письма утверждают, что денег вузу на это не выделено, и у руководства вуза нет других путей «для достижения контрольных цифр по зарплате, кроме сокращения научных и преподавательских штатов».

То же самое происходит и в других бюджетных организациях. Согласно распоряжениям правительства, соотношение средней зарплаты врачей с высшим образованием к средней зарплате по региону в 2013 году должно составить 129,7%, в 2014-м – 130,7%, в 2015-м – 159,6%, а в 2017-м – 200%. Отношение средней зарплаты школьных учителей к средней по региону уже в этом году должно составить 100%. Отношение же средней зарплаты преподавателей вузов к средней по региону должно меняться от 2013 до 2018 года следующим образом (110%, 125%, 133%, 150%, 175%, 200%), а научных сотрудников – 128%, 134%, 143%, 158%, 179%, 200%.

По данным, приведенным вчера Росстатом, за последние 9 месяцев средняя зарплата учителей по стране составила 27,5 тыс. рублей, это 95% от средней зарплаты в России. Преподаватели вузов зарабатывают 35,8 тыс. рублей (124% от средней зарплаты), а врачи – 39,5 тыс. рублей (136% от средней зарплаты). Однако в большинстве случаев повышение зарплат сопровождалось увольнением части сотрудников и принуждением оставшихся выполнять их работу.

В минувшую субботу в 25 регионах России, в число которых вошла и Москва, началась кампания «За достойную медицину!» за снижение трудовых нагрузок медработникам. Инициатором кампании выступил созданный в конце прошлого года Межрегиональный профсоюз работников здравоохранения «Действие», входящий в Конфедерацию труда России (КТР). «200% к 2018 г.? Дайте 130% на одну ставку сегодня – и мы поверим», – гласил плакат на митинге в Ижевске.

Правительство РФ 28 октября выделило 40 млрд. рублей на дотации регионам, не справляющимся с повышениями зарплат работникам бюджетной сферы. Больше всего средств получат Татарстан, Дагестан, Якутия, Забайкальский край, Нижегородская и Челябинская области. Москва, Санкт-Петербург и несколько других областей денег не увидят: по отчетам в этих регионах бюджетники получают зарплату, предусмотренную «уровнем расчетной бюджетной обеспеченности».

Однако сами бюджетники так не считают. Авторы обращения сотрудников МГУ просят Владимира Путина отменить план сокращения работников, вернуть уволенных совместителей и «разморозить» ставки. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов поручил Рособрнадзору разобраться с ситуацией МГУ, однако заявил, что этот вуз «получил дополнительно средства на повышение заработной платы». Проверит МГУ и Государственная инспекция труда по Москве – на соблюдение статьи 80 Трудового кодекса РФ (расторжение трудового договора по инициативе работника).

Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий назвал письмо «очередной уткой» и заявил, что информация о массовых увольнениях не соответствует действительности: «В МГУ не сокращен ни один преподаватель, который занимается основной деятельностью, и такие сокращения впредь проводиться не будут». Средняя зарплата в вузе сегодня, по словам ректора, – более 70 тыс. рублей. Письмо поспешила опровергнуть и администрация биологического факультета МГУ, пояснив, что из штатного расписания хоть и была исключена 21 ставка, но все они были на тот момент не заняты, а еще один аспирант-совместитель уволился в июле по собственному желанию. Число же внешних совместителей с апреля не изменилось – 85.

«Ректор умалчивает, что средняя зарплата по естественным факультетам, которые и приносят МГУ хоть какие-то места в рейтингах, 30 тысяч рублей. Всем преподавателям, которые обращались в ректорат, спрашивая, почему они мало получают, отвечали, что они, значит, плохо и мало работают», – рассказал «НИ» старший преподаватель Специализированного учебно-научного центра МГУ, попросивший не называть его имени. Он подтверждает, что происходит сокращение ставок: «В естественных науках далеко не всем удается сделать диссертацию за три года. Ранее бывшего аспиранта трудоустраивали в качестве младшего научного сотрудника без степени на 1–2 года на время доделки работы. Сейчас это становится невозможным».

Не зарабатывают обещанного и врачи. Представитель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» врач скорой медицинской помощи ГБУЗ Республики Коми «Сысольская центральная районная больница» Евгений Шаршаков сейчас собирает подписи коллег под обращением к министру здравоохранения Веронике Скворцовой. Зарплата г-на Шаршакова, по его словам, сейчас составляет 28 тыс. рублей вместе с надбавками, тогда как средняя зарплата в Республике Коми на июнь 2013 года – 37,6 тыс. рублей.

«Моя зарплата должна быть 48,8 тыс. рублей. Я получаю за ставку практически в два раза меньше заявленных нормативов», – говорит «НИ» Евгений Шаршаков. Официально средняя зарплата в его больнице составляет 52 тыс. рублей, но врач утверждает, что это произошло благодаря манипуляциям с расчетами: согласно методике Росстата, сотрудник, работающий в одной организации на две или полторы ставки, учитывается как один человек, и выплаченная зарплата делится на количество работников конкретной категории, невзирая на то, что подавляющее большинство из них получает зарплату за 1,5–2 ставки. «Так и получаются завышенные показатели средней зарплаты по больнице, а затем и по региону», – поясняет врач.

Участковый терапевт и эндокринолог Балахтинской ЦРБ Красноярского края Андрей Пыстогов, работая на две полные ставки, получает 37–38 тыс. рублей: «Нагрузки слишком большие, чтобы так долго работать. Не остается времени на личную жизнь, спорт и так далее. Считаю, в указ надо внести поправки, чтобы обещанная зарплата соответствовала работе на одну ставку».

Сегодня, по данным краевого профсоюза работников здравоохранения, средняя зарплата в Балахтинской ЦРБ составляет 47 тыс. рублей, но г-н Пыстогов не получает таких денег даже на двух ставках: «В бухгалтерии я узнал, что если бы работал на одну ставку эндокринолога, то получал бы около 15 тысяч рублей. У нас санитарки по 10 тысяч рублей получают! Смешно просто!». Врач отмечает, что в этом году его зарплата не изменилась, хотя официально декларируется, что она растет по всей стране.

«Мой оклад – 5005 рублей. Он не менялся с 2008 года. Он даже ниже минимального размера оплаты труда. У меня высшая категория, я работаю в тубдиспансере. За счет большого количества надбавок я получаю 19287 рублей. А средняя зарплата по региону – 19880 рублей. Никаких обещанных 130% не просматривается», – рассказывает «НИ» оренбургский врач анестезиолог-реаниматолог, просивший не указывать его имя.

«Оплата труда по трудовому договору в моем учреждении не изменилась. Базовые оклады, на которые начисляются проценты и надбавки, составляют примерно 6–7 тыс. рублей. Правда, в 2013 году нам начали выплачивать стимулирующие выплаты (около 12–14 тыс. в квартал)», – рассказала «НИ» заведующая отделением медицинской реабилитации и врач-невролог поликлиники №77 Невского района Санкт-Петербурга Анастасия Катышева. Ее средний заработок не превышает 32 тыс. рублей, хотя, согласно распоряжению правительства, она должна получать уже 45 тыс. рублей. Отметим, что заработок г-жи Катышевой формируется из оклада заведующего отделением, 50% надбавки за одновременное заведование и прием пациентов, полставки невролога и региональной надбавки за выполнение планов по посещаемости. «Массажисты моего отделения (инвалиды по зрению) получают намного меньше, работая на ставку – 10–13 тысяч рублей за тяжелейший физический труд», – рассказывает Анастасия Катышева.

«Средняя зарплата в Москве за 9 месяцев текущего года составила 57 тыс. рублей. Средняя зарплата врачей за тот же период по региону составила 64,9 тысячи рублей», – заявил вчера заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики Константин Лайкам. Это на 13% выше средней зарплаты по экономике региона. «Если вести речь об одной голой ставке, без надбавок, то эти суммы не имеют отношения к реальности. В Москве столько не заработать ни врачу, ни фельдшеру», – прокомментировал «НИ» эти данные сопредседатель профсоюза медработников «Действие» Эдуард Каляманов. Он сам работает фельдшером выездной бригады в одной из столичных больниц на одну ставку: «У меня нет стажа, и я нахожусь на нулевых условиях. Я получаю 19,5 тысячи рублей, иногда 24 тысячи, если дадут премию».

«В среднем по стране зарплата врача должна по указу президента составить 80 тысяч рублей, медсестры – 40 тысяч рублей», – объясняет «НИ» оргсекретарь Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал. По его словам, к примеру, в Удмуртии врачи в среднем получают лишь 12–13 тыс. рублей – вдвое меньше средней по республике (26,5 тыс. рублей). При этом Удмуртстат рапортует, что по итогам первого полугодия средняя зарплата врачей в республике составила 26,1 тыс. рублей. Г-н Коновал объясняет это методикой расчетов, позволяющей показывать более высокие заработки, чем на самом деле.

В достоверности статистических данных по зарплатам сомневаются и учителя. «Нам звонят из разных регионов и говорят, что их зарплата никак не соответствует заявленным цифрам, интересуются, откуда такие данные», – говорит «НИ» сопредседатель профсоюза «Учитель» Андрей Демидов. По его словам, реальные зарплаты учителей ниже указанных в отчетах на треть. Так, в Москве учителя высшей категории по отчетам зарабатывают в среднем по 64 тыс. рублей, фактически – 40–45 тыс., в Санкт-Петербурге зарплата таких учителей около 30 тыс. рублей, а чиновники рапортуют о 40 тыс.

Андрей Демидов уверен, что нужно изменить методику увеличения зарплат, прописанную в указе президента: «Лучше уйти от всякого усреднения, обозначить планку и, например, сделать так, чтобы зарплата каждого учителя была не ниже средней по региону, а зарплату считать по количеству ставок, а не числу людей». Г-н Демидов утверждает, что кампания по увольнению совместителей идет и в московских школах.

«Отчеты по средней зарплате создают впечатление махинаций. Никто не понимает, откуда берутся заявления чиновников», – поясняет ситуацию координатор профсоюза «Учитель» Александр Кондрашев. По его словам, появляется даже информация о мифических зарплатах, будто учителю в Иркутске выплатили 250 тыс. рублей, и «в то же время поступают сигналы, что деньги проводятся через зарплаты с условием возврата, чтобы повысить среднюю зарплату по школе».

В США ЗАРПЛАТЫ УЧИТЕЛЕЙ ЗАВИСЯТ ОТ ДОХОДОВ ГОРОДСКОГО БЮДЖЕТА, А ВРАЧЕЙ – ОТ ВЫРУЧКИ КЛИНИК

Зарплату педагогам в США устанавливают администрации городов, финансирующие систему среднего образования. В американских школах работают 7,2 млн. учителей. Их средняя зарплата составляет 45,8 тыс. долларов в год, что на 5% выше уровня прошлогоднего заработка. Ежегодный пересмотр уровня заработной платы школьных учителей производят городские власти с участием профсоюзов.
Основанием для повышения или снижения заработной платы учителей, как правило, являются успеваемость школьников и состояние городского бюджета. Например, в прошлом учебном году чикагские школы не оказались в лидерах по успеваемости учеников, а доходы бюджета были не выше, чем годом ранее. Посему зарплата чикагских учителей в нынешнем году выросла лишь на 1,5% до 48,7 тыс. долларов.
Заработки американских врачей определяются не властями, а финансовыми показателями медучреждений и потребностью больных в докторах определенных профессий. По данным федерального департамента здравоохранения, за последние пять лет наибольшим спросом пользовались кардиологи и хирурги. Их годовые заработки за это время подскочили с 272 тыс. до 402 тыс. долларов и с 225 тыс. до 350 тыс. При этом зарплаты в авторитетных клиниках, куда едут лечиться со всей страны и из-за рубежа, обычно на 10–15% выше, чем в обычных.
Борис ВИНОКУР, Чикаго

Немцам зарплату повышают после напоминания начальству

В Германии первое повышение зарплаты, вне зависимости от того, к какой сфере деятельности принадлежит работник, происходит автоматически после прохождения испытательного срока, который может длиться до года. Однако на следующие прибавки к жалованию человек может рассчитывать лишь через два-три года после начала работы. Если работодатель забывает поднять зарплату, то считается в порядке вещей напомнить ему о том, что пришло время повысить жалование. Результат такого напоминания не всегда бывает положительным, но санкций за «чрезмерные претензии» в случае отказа не следует.
Иногда повышения зарплаты трудящиеся требуют коллективно с помощью забастовок. Такие массовые акции под предводительством профсоюзов в большинстве случаев дают положительный эффект. Так, в марте 2012 года немецкий объединенный профсоюз работников сферы услуг Verdi добился повышения зарплаты на 6,3% в течение двух лет (изначально профсоюз требовал 6,5-процентного повышения). Однако добиться повышения самых маленьких зарплат не удалось, несмотря на волну забастовок по всей стране. К забастовке с требованием повышения зарплаты на 6,2% два года назад также прибегли и немецкие авиадиспетчеры. Их требование было удовлетворено частично: зарплата была повышена на 5,2%.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

"